СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП

Социология появилась и развивалась как единство и борьба различных

школ и теорий. В настоящее время существует множество социальных

теорий, направлений и школ. Различные школы и теории конкурируют

друг с другом и одновременно взаимодополняют друг друга. Например,

функционализм и конфликтология подходят к анализу общества прямо с

противоположных сторон, но и та, и другая концепции успешно

«работают» в социологии.

Разберем важнейшие концепции современной социологии.

Социал-дарвинистские концепции

Данная разновидность социологических концепций возникла как

попытка соединения историко-эволюционного подхода к обществу со

структурно-функциональным анализом.

Л. Гумплович (1838-1909) – польско-австрийский социолог и юрист,

его работы «Расовая борьба» (1883), «Основы социологии» (1899) и др.

Л.Гумплович попытался описать социальные процессы в терминах

социопсихического группового взаимодействия. Объект социологии –

социальная группа, а предмет социологии – исследование _______системы их

взаимоотношений (этим социология отличается от философии истории,

исследующей все человечество в целом). Социальная группа

надындивидуальная реальность, определяющая поведение индивидов

целиком и полностью.

Социальные группы подразделяются на простые (исходные,

первоначальные, примитивные) – сообщества людей, обладающие ярко

выраженными антропологическими и этническими признаками

(первобытные орды, племена и т.п.), и сложные (группы второго порядка)

– сословия, классы, государства. Любой индивид есть реальность «второго

порядка», т.е. является продуктом группового опыта.

Социальные группы постоянно борются между собой за влияние,

выживание и господство. Постоянная и беспощадная борьба есть

нормальная взаимосвязь между группами. Само общество есть продукт

завоевания одних социальных групп другими. Социальные конфликты и

общественное неравенство людей обусловлены биосоциальным

неравенством рас («раса» у Л. Гумпловича означает «нацию», «народ»).

Л.Гумплович отвергает теорию классовой борьбы, противопоставляя ей

доктрину борьбы «рас». В подчинении слабых проявляется закон борьбы

за существование.

В историческом развитии первоначальная борьба между ордами, в

результате которой появляется государство, постепенно сменяется борьбой

между государствами и внутри государств. Таким образом, межгрупповые

конфликты не исчезают в обществе, а лишь приобретают новую форму

(межплеменная война сменяется классовой и т.д.). Основная причина

борьбы – экономические мотивы, борьба за материальные потребности.

Л. Гумплович ввел в оборот термин «этноцентризм» («Расовая

борьба», 1883) для объяснения межличностных и общественных

отношений, складывающихся внутри примитивного сообщества и

отношений между группами. Если для отношений внутри группы

характерны сплоченность, солидарность, высокое уважение к

выработанным внутри группы нравственным, эстетическим, религиозным

и другим ценностям, то для отношений между группами характерны

недоверие, презрение, враждебность.

Г. Ратценхофер (1842-1904) – австрийский военный деятель, философ,

социолог. В своих работах «Сущность и цель политики» (1893),

«Социологическое познание» (1898), «Социология» (1907) рассматривает

социологию как особую философскую науку (макросоциологию),

выступающую в роли основы всех социальных наук и практической

политики. Социология призвана выявить и описать фундаментальные

общественные законы.

Если у Л. Гумпловича конфликт непреодолим, то у Г. Ратценхофера

преодоление социальных конфликтов достижимо на основе «приведения

во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов».

Последнее рассматривается им как базовый закон социологии. При этом

основными явлениями и процессами социальной жизни являются:

размножение и сохранение индивидов, изменение индивидуальных и

социальных типов, расовая дифференциация, абсолютная враждебность

рас и борьба за существование, господство и подчинение и т.д. Многие

тезисы Г. Ратценхофера легли в основу возникшей позднее геополитики

(общественно-историческая значимость насилия, история общества как

борьба рас, война как форма развития общества и т.д.).

У. Самнер (1840-1910) – американский социолог. Основные принципы

социологии У. Самнера: неуклонный и автоматический характер

общественной эволюции, всесилие и универсальность естественного

отбора и борьба за существование. Отсюда вытекает, что нарастание

имущественного неравенства не является препятствием социальному

прогрессу, а, наоборот, представляет собой предпосылку и условие

общественного прогресса. Первичным фактором во взаимодействии людей

являются нравы и народные обычаи, которые складываются путем борьбы

людей между собой и с окружающей природой. Основополагающими

мотивами действий людей являются голод, сексуальная страсть,

честолюбие и страх.

С точки зрения У. Самнера, общество – это конгломерат

конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель своей

жизни (поддержание жизни). Им был разработан понятийный аппарат

(«Народные обычаи», 1906) для анализа содержания и взаимоотношений

между социальными группами («мы-группы» и «они-группы»). На основе

понятия «этноцентризм» У. Самнер показывает, что «мы-группа»

функционирует на основе отношений согласия, тогда как в отношении к

«они-группе» проявляется враждебность. Стихийная природа всех

социальных процессов делает невозможным регулирование людьми

собственной жизни в обществе.

К достоинствам социал-дарвинистских концепций можно отнести

стремление выявить единство законов общества и живой природы,

подчеркивание роли конфликтов в жизни общества и т.д. К недостаткам

можно отнести сведение социальных закономерностей к биологическим

(натурализм, редукционизм), сведение всей социальной жизни к борьбе за

выживаемость (борьба за существование как основной закон

общественной жизни), ударение на противоречивости социальной жизни

(дисфункциях, а не функциях системы), что неизбежно оборачивалось

односторонностью во взглядах на социальную жизнь.

Психологические концепции

Кризис биолого-натуралистических теорий в конце XIX в.

способствовал усилению психологической тенденции. Чисто

биологические модели структуры и функционирования общества (социал-

дарвинизм, органицизм) быстро утратили свои позиции, так как не

учитывали один из главных факторов жизни общества – человеческую

психику. В социологии складывается направление «психологизм»,

стремившийся учесть «психологический» фактор, определить с его

помощью сущностные характеристики человека и общества.

Идея сведения социального к психологическому не была новой в

истории общественной мысли. Так, Дж. С. Милль в полемике с О. Контом

утверждал, что все социальные законы можно свести к «законам

индивидуальной человеческой природы». В общественной жизни люди

обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы

отдельного человека и могут быть сведены к ним, поэтому социология

имеет своей основой психологию. Как и многие другие социологические

течения, психологическая социология никогда не была единым течением.

К ней можно отнести такие школы, как психологический эволюционизм,

инстинктивизм, психология народов, групповая психология,

интеракционизм. Всем им присуща одна общая черта – стремление

сводить социальное к психологическому.

Психологический эволюционизм попытался дополнить социал-

дарвинистскую эволюционистскую схему изучением психологических

механизмов развития и функционирования общества.

Л. Уорд (1841-1913) – американский социолог, первый президент

Американского социологического общества. В своих работах

«Динамическая социология» (1883), «Психические факторы цивилизации»

(1893), «Очерки социологии» (1898) и др. отстаивает точку зрения, что в

отношении к истории человечества спенсеровский принцип космической

эволюции должен быть дополнен ценностной идеей прогресса. При этом

все социальные институты рассматривались им как результат развития

психических сил. Основанием социологии должна быть не биология, а

психология.

Основополагающим общественным запросом, по Л.Ф. Уорду, является

стремление к увеличению наслаждения и уменьшению страдания.

Желание быть счастливым – основной стимул всех социальных движений,

основа общественных систем. Таким образом, общественные силы – это,

по сути дела, психические силы. В основании действий личности лежат

первичные «желания» (утоление голода, сексуальных потребностей и т.д.)

и вторичные потребности и интересы (интеллектуальные, моральные,

эстетические). Человеческие желания, связанные с удовлетворением

голода и секса, породили труд и обман, которые являются постоянными

спутниками человеческой жизни. Обман – разновидность труда: сначала

человек обманывает животных, заманивая их в яму, затем начинает

обманывать других людей.

В истории человечества огромную роль играет интеллект, однако

противоположные интересы людей приводят к постоянной борьбе за

существование. Из-за этого единственной основой формирования

социальных институтов может стать групповое чувство безопасности.

Социократия – это идеальное общество, где налажен научный контроль

над социальными силами посредством коллективного разума общества.

Согласно Л.Ф. Уорду, гуманизация капитализма произойдет путем

введения всеобщего обязательного образования, а фундаментальным

законом общественного развития станет борьба за такую социальную

организацию, в которой целью является всеобщее благосостояние, а

главным средством – уменьшение социальных трений с помощью

всемерного развития системы образования.

Ф. Гиддингс (1855-1931) – американский социолог, основатель первой

в США кафедры социологии в Колумбийском университете, автор книг

«Принципы социологии» (1896), «Элементы социологии» (1898),

«Исследования по теории человеческого общества (1922) и др. Социология

– «конкретная, описательная, историческая, объяснительная наука». В

отличие от психологии изучает не индивидуальный разум, а ассоциации.

Социология – это «наука, которая стремится понять общее в целом и

пытается объяснить его посредством космических законов и причин». При

этом общество рассматривается как «психическое явление, обусловленное

физическим процессом, а потому социология должна соединить в себе как

субъективное, так и объективное объяснения». Общество (в

первоначальном смысле этого слова) – сотоварищество, ассоциация, общая

жизнь. Поэтому социологический анализ общественных процессов должен

сочетать в себе изучение объективно-природных и субъективно-

психологических факторов.

Центральное понятие социологии – «себеподобное сознание», сознание

рода (коллективное сознание) – чувство тождества людей друг другу,

социальный разум, «сознательное признание другого к одному роду с

собой» (именно оно обеспечивает взаимопонимание и коммуникацию

людей). Это сознание отличает социальное поведение от чисто

экономического, политического, религиозного _______поведения. Сознание рода

есть первичный и элементарный субъективный социальный факт. По сути

дела, речь идет о коллективном сознании (общественное мнение,

коллективные настроения, социальные ценности и т.п.).

Инстинктивизм. Психологический эволюционизм оказался

малозаметным в истории социологической мысли, гораздо более

влиятельным стал инстинктивизм. Идея «социальных инстинктов»

появилась из стремления психологии XIX в. сконструировать социум по

образу и подобию индивида, т.е. из попытки выявить такие

психологические детерминанты, которые могли бы объяснить не только

индивидуальное, но и групповое поведение. Во второй половине XIX в.

экспериментальные исследования человеческой психики показали:

личность детерминирована не только разумом, но и мощным

подсознанием (инстинкт, импульс и т.п.). Так, психологи Вюрцбургской

школы ввели в научный оборот понятие установки, т.е. такого состояния

сознания, которое плохо поддается логическому анализу, но регулирует

отбор и динамику умственных операций. Все это привело к тому, что к

концу XIX в. многие исследователи начали интерпретировать социальные

явления в терминах неосознаваемых «инстинктов», «стремлений»,

«импульсов». Стержень инстинктивизма – теория инстинктов

социального поведения. Все представители инстинктивизма выделяли

«базовые» инстинкты (З. Фрейд – 2, У. Мак-Дугалл – 20, У. Джемс – 38).

У. Мак-Дугалл (1871-1938) – англо-американский социолог и

психолог. В 1908 г. вышла его работа «Введение в социальную

психологию». Считается, что именно в этом году социальная психология

утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины. У. Мак-Дугалл

проводит мысль, что теоретической основой всего обществознания должна

стать «психология инстинкта». Под инстинктом понималось «врожденное

или природное психофизическое предрасположение, которое заставляет

индивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты

и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение, и

действовать по отношению к этим объектам определенным образом или по

крайней мере испытывая импульс к такому действию». По его мнению,

существует 20 основных инстинктов. Каждому инстинкту соответствует

определенная эмоция: инстинкту бегства – эмоция страха, война есть

проявление инстинкта драчливости и т.д. Есть сложные комбинации

инстинктов и эмоций: например, религия есть комбинация инстинктов

любопытства, самоуничижения и бегства в сочетании с эмоциональными

реакциями, присущими родительскому инстинкту (нежность и др.).

Главный – стадный инстинкт. Его проявления: рост городов, массовые

праздники, коллективный характер досуга и т.п. Из инстинктов выводятся

основные социальные институты (семья, торговля и т.п.), процессы (война

и т.д.).

Инстинктивизм оказал влияние на развитие социологии тем, что

привлек внимание к неосознаваемым компонентам человеческой психики,

а также своей конфронтацией с методологией бихевиоризма.

Ограниченность инстинктивизма состоит в том, что он подменяет

социальные закономерности психическими факторами, а последним

пытается придать исключительно биологический характер.

Психоанализ

З. Фрейд (1856-1939) – австрийский врач, психолог. Его работы: «Тотем

и табу. Психология первобытной культуры и религии»(1913), «Психология

масс и анализ человеческого Я» (1921) и др. Духовное развитие индивида

вкратце повторяет ход развития человечества, отсюда каждый несет бремя

переживаний своих отдаленных предков. Начало и основа психической

жизни человека – инстинкты, влечения, желания (изначально присущие

человеческому организму). Существуют два главных, «космических»

инстинкта: 1. Эрос – инстинкт жизни, самосохранения, секса. Носитель

полового инстинкта – всеобщая психическая энергия, имеющая

сексуальную окраску (либидо, половой голод). Энергия сексуального

влечения может сублимироваться: преобразовываться и переноситься на

различные объекты и находить выход в многообразных видах

человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом (от

физиологического акта до поэзии научной мысли). У З. Фрейда

государство, религия, мораль и т.п. – все есть сублимация сексуальной

энергии. 2. Танатос – инстинкт смерти, агрессии, разрушения.

Человеческая жизнь – результат борьбы этих двух сил.

Психоаналитическая техника направлена на выявление бессознательных

(«задавленных») импульсов, мотиваций, влечений с целью избавления

пациента от неврозов и восстановления душевного равновесия.

Природа человека изначально конфликтна, так как представляет собой

противоречивое единство трех сфер, трех основных компонентов

структуры личности:

1. «Оно» (Ид) – вместилище бессознательных, иррациональных

реакций. Это наиболее примитивный элемент в структуре личности,

биологический по природе, но психофизиологический по проявлениям.

Руководствуется принципом удовольствия. Неорганизован. В нем идет

бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса. Это поставщик энергии для

других сфер личности. Удовлетворение потребностей наталкивается на

сопротивление других людей, поэтому они вытесняются, образуя область

бессознательного в структуре личности.

2. «Я» (Эго) – это организованное начало личности. «Я» как носитель

запретов и морали, с одной стороны, вынуждено служить требованиям Ид,

а с другой –учитывать внешние условия. «Я» воспринимает одновременно

и бессознательные импульсы Ид и подчиняется нормативам общества.

3. «Сверх-Я» (Суперэго) – возникает на основе «Я», продукт культуры.

Это как бы идеализированный родитель, внутренний цензор. Благодаря

Суперэго, «Я» контролирует «Оно»: как только «Я» качнется в сторону Ид,

тотчас заговорит Суперэго (укоры совести и т.д.).

Психоанализ подчеркнул роль бессознательного в психической и

общественной жизни, показал, что психика и сознание – это разные вещи:

сознание решает вопросы, не только связанные с отношением к миру,

другим, но и свои, внутренние проблемы. Недостатками психоанализа

являются: пансексуализм, т.е. чрезмерное внимание к либидо, чрезмерный

удельный вес половой энергии в структуре личности; антиисторизм, т.е.

личность и общество по структуре неизменны во все времена; личность и

общество находятся в конфликте и противопоставляются друг другу;

личность саморазвивается лишь за счет собственных своих потенций.

Неофрейдизм – многочисленные концепции «социального характера» –

теории «массового человека», «авторитарной личности» и т.п.,

опирающиеся на положения фрейдизма.

А. Адлер (1870-1937) – австрийский психиатр и психолог, основатель

индивидуальной психологии. А. Адлер отверг пансексуализм своих

предшественников и выдвинул ряд новых положений по

«социологизации» психоанализа. Например, он отвергает идею разделения

личности на три инстанции и выдвигает идею единства личности,

подчеркивает социальные, а не биологические факторы в мотивационной

структуре личности.

По А. Адлеру, комплекс неполноценности (бессознательное начало) и

принцип компенсации и сверхкомпенсации составляют движущие силы

психологического развития личности. Биология любого человека

формирует комплекс неполноценности. Однако каждая личность

соотнесена со всем человечеством, солидарна с прочими людьми. Поэтому

для любого человека характерно неосознанное стремление к преодолению

комплекса неполноценности, рожденное социальными чувствами. Это

стремление проявляется в самоутверждении путем стимуляции своих

способностей. При этом различные люди демонстрируют разные виды

компенсации, которые оборачиваются различными «стилями жизни»: 1.

Успешная компенсация комплекса неполноценности приводит к

совпадению стремления к своему превосходству с социальными

потребностями и интересами. 2. Сверхкомпенсация приводит к

чрезмерному развитию какой-либо одной черты в характере личности и ее

поведении. 3. Человек не может по какой-либо причине компенсировать

свой комплекс неполноценности и тогда соскальзывает в невроз, у него

формируется та или иная болезнь.

К. Г. Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр, психоаналитик,

социолог, основатель одного из направлений глубинной психологии

(«аналитической психологии»). К.Г. Юнг также отказался от идеи

пансексуализма и сексуальной этиологии неврозов, выдвинул

«аналитическую психологию», где центральным понятием стало

«коллективное бессознательное», «архетип» (нечто подобное инстинктам

животных, но психологического характера).

По К.Г. Юнгу, либидо – это лишь психическая энергия человека

вообще, определяющая интенсивность психических процессов личности и

психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации. Таким

образом, бессознательное у К.Г. Юнга – это нечто большее, чем у З.

Фрейда: оно носит всеобъемлющий характер. Структура человеческой

психики: 1) личное сознание, 2) коллективное сознание, 3) личное

бессознательное, 4) коллективное бессознательное, «разум наших

древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и

человеческие существа». Это отражение в индивидуальной душе прошлого

исторического опыта. Имеет многоуровневую структуру – семейное,

национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Таким

образом, К.Г. Юнг постулировал, что в психике человека – помимо

индивидуального бессознательного – есть более глубокий слой –

«коллективное бессознательное» (его содержание – это общечеловеческие

первообразы, «архетипы»: образ матери-земли, героя, мудрого старца и

т.д.). Это основа снов, мифов, символики искусства. Они недоступны

непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на

внешние объекты.

Архетип с греч. – первообраз, модель. Архетипы – это мотивы и их

комбинации, наделенные свойством «вездесущности»; универсальные

психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые и

обретающие свое содержание в психических актах (религия, миф, символ и

т.д.). Архетипы имеют не столько содержательную, сколько формальную

характеристику: проникая в сознание, наполняются отчетливым и

эмоциональным материалом. Архетипы, проникая в индивидуальное

сознание, становятся отчетливыми и национально-окрашенными, что

делает их способными потрясать, внушать, увлекать. Развитие культуры и

человека есть болезненный процесс подавления инстинктивной природы

людей. Отсюда – усиление коллективных бессознательных

иррациональных сил, психическая инфляция, обезличивание, атомизация и

т.п. Все это ведет к массовым психозам, формированию «массового

человека», наступлению эры тоталитаризма.

К. Хорни (1885-1952) – эмигрантка из Германии в США, врач и

социолог. Считала, что суть человека коренится в чувстве беспокойства

(раздражительность, лицемерие, безразличие, жестокость взрослых по

отношению к ребенку и др.). В результате вместо чувства «мы»,

сопричастности – формируется чувство тревоги, одиночества, отчуждения.

Основная детерминанта поведения человека: заброшенность «Я» и

стремление к безопасности и реализации собственных желаний. Итак,

источник невротических симптомов – это не эдипов комплекс, а чувство

тревоги. Всем невротикам свойственны ригидность реакций

(неспособность приспособиться к новой ситуации), а также разрыв между

потенциальными возможностями и реальными достижениями. Источник

«неврозов нашего времени» – конфликт между ценностями личности и ее

реальным положением в обществе, между искусственным

стимулированием потребностей (мода, реклама и т.п.) и социальной и

физиологической невозможностью их удовлетворения.

Из конфликта каждый человек выбирается по-своему, однако есть три

основные модели (стратегии) поведения: 1. Стремление к людям,

рождающее сопричастность и направленное на достижение гармонии с

миром. 2. Стремление от людей, рождающее отчуждение и построенное

на собственных иллюзиях, приоритете внутренней гармонии.

3.Стремление против людей, основанное на установке разрушения и

рождающее восстание против ненавистного агрессивного окружающего

мира. Из этих трех моделей поведения вытекают три типа конфликтной

невротической личности – устойчивый, устраненный и деструктивный.

Э. Фромм (1900-1980) – немецко-американский психоаналитик,

философ, социолог. Работы: «Психоанализ и религия» (1950),

«Марксистская концепция человека», «Иметь или быть» и др. С точки

зрения Э. Фромма, в ходе эволюции человек частично утрачивает свою

«непосредственно инстинктивную основу» и обретает новые качества,

обусловленные социальной средой. Различия в характере людей создают

не биологические потребности (голод, жажда, секс), а социально

обусловленные (любовь, жажда власти и т.п.). Человек не определен

биологически и не сводится к социальному – в этом его отличие от других

живых существ и его трагедия. Самосознание превратило его в чужака в

этом мире (чувство одиночества, страха и др.). Разорвав естественные

связи с природой, человек навсегда становится рабом «дихотомии

существования»: имеет множество потенций, но за свою короткую жизнь

не может их реализовать; он – часть общества, но не живет в гармонии с

ним и т.д. У человека появляется «свобода от» (от инстинктов и т.п.) –

новый исторический тип свободы человека. Вся история человечества

выступает как противоположность между растущей свободой человека от

внешних условий и его все возрастающей изоляцией (порождение чувства

незначительности, беспомощности и т.д.). В первобытном обществе

человека спасала идентификация с кланом. В Средневековье каждый знал

свое место в социальной системе и не испытывал чувства одиночества,

оторванности от других. Ренессанс и Реформация разрушили

стабильность, возникают механизмы «бегства от свободы»: садизм,

мазохизм, деструктивизм и автоматический конформизм.

Теория подражания. Еще Аристотель отводил подражанию

важнейшую роль в формировании человека. Теория подражания поставила

и попыталась решить проблему социально-психологических механизмов

межличностного поведения. Основная идея теории подражания состоит в

следующем: социальное поведение невозможно объяснить без идеи

подражания.

Г. де Тард (1843-1904) – французский криминалист и социолог. Его

называют родоначальником социальной психологии. Он считается

наиболее известным представителем психологического направления в

западной социологии. В работах «Законы подражания» (1890),

«Социальная логика» (1895), «Этюды по социальной психологии» (1898),

«Мнение и толпа» (1901) и др. проводит мысль, что общество является

продуктом взаимодействия индивидов, но при этом отвергает

эволюционистскую модель общества. С точки зрения Г. Тарда, беда

социологии как раз в том и состоит, что она смешивает «законы общества»

(законы воспроизведения явлений) и «законы истории» (законы развития

явлений). Социология – это «просто коллективная психология»,

«интерпсихологическая» дисциплина. Одна из главных задач социологии –

изучение социального взаимодействия. Гетерогенные «я» соединены

элементарными социальными отношениями, которые представляют собой

передачу верования или желания от одного индивида к другому.

Простейшая модель этого – гипнотический сон. Поэтому «общество – это

подражание, а подражание – своего рода гипнотизм». Существует три

формы подражания: подражание другому человеку, подражание

современному (мода), подражание привычному образцу (обычай).

Существует три основных социальных процесса: 1) повторение

(подражание) – главнейший акт общественной жизни, который

совершается на основе примера (взаимное подражание, подражание

обычаям, идеалу и т.п.); 2) противоположение (оппозиция) – приватная,

частная форма социального конфликта; 3) приспособление (адаптация)

преодоление социального конфликта. В обществе появляются и

распространяются нововведения, которые являются продуктом

индивидуального творчества. Любое новшество распространяется путем

подражания в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. В

обществе действует закон всемирного повторения. Круг подражания имеет

тенденцию бесконечно расширяться, пока не наткнется на встречную

волну другой новации. Встречные потоки подражания вступают в

конфликт, а подражание сменяется оппозицией.

Теория подражания позволила проследить один из механизмов

поведения человека (подражание как форма социализации, приобщения

индивида к социальному опыту; подражание как механизм влияния и др.).

Однако она не учитывает другие социально-психологические механизмы

воздействия и взаимодействия. Здесь социальный процесс ограничен

рамками психологического взаимодействия, поэтому возникает

логический круг в объяснении поведения человека: индивид следует

внешним образцам-новшествам, а последние являются продуктом

творческой активности индивидов.

Теории группового (коллективного) поведения. Социологию всегда

интересовали коллективные формы поведения – массовые, спонтанные

реакции людей на «пограничные» ситуации (например, стихийные

бедствия, война, революция и т.д.). Для коллективного поведения

характерны такие черты, как непредсказуемость, непривычность,

подозрительность, напряженность и т.д., которые могут приводить к

коллективному отступлению от общепринятых норм поведения.

Г. Лебон (1841-1931) – французский социальный психолог, антрополог,

археолог. В работах «Психологические законы эволюции народов» (1894),

«Психология толп» (1895), «Психология народов и масс» (1896) и др.

выдвинул один из первых вариантов теории «массового общества». С

точки зрения Г. Лебона, в конце XIX-начале XX вв. европейское общество

вступает в новый период своего развития – «эру толпы» («замена

сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью

толпы»). По Г. Лебону, ход мыслей каждого человека, находящегося в

толпе, направляется ее общим настроением. Характерные черты толпы:

зараженность общей идеей, утрата чувства ответственности, нетерпимость,

догматизм, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным

действиям, бездумное следование за лидером. Массе по ее природе всегда

нужен вождь. Чем дольше человек находится в толпе, тем слабее у него

чувство реальности. В толпе происходит деперсонализация и

деиндивидуализация людей, поэтому совладать с иррациональной толпой с

помощью разума нельзя. Здесь наряду с отступлением от групповых норм

начинают действовать собственные закономерности – усреднение

личности и т.д. Главная черта человека толпы – утрата способности к

наблюдению, растворение в массе. Обезличивание приводит к господству

импульсивных реакций, увеличивает роль чувств, уменьшает роль логики.

Утрачивается личный контроль, а отсюда исчезает и коллективный

контроль. Поведением индивидов в толпе управляет закон «духовного

единства толпы», который радикально изменяет поведение индивида: им

овладевает непреодолимая сила коллективного действия, утрачивается

чувство личной ответственности. Поставленные Г. Лебоном проблемы

(анонимность, психологическое заражение, черты «человека толпы») дали

толчок многим социально-психологическим исследованиям.

Таким образом, психологическая социология поставила в центр своего

внимания проблемы группового (коллективного, общественного) сознания.

Она попыталась выявить его природу, структуру и функции. Особое

внимание было уделено психологическим механизмам группового

взаимодействия (заражение, внушение, подражание). Все это положило

начало теоретическому и эмпирическому исследованию проблем

массового общества, общественного мнения, массовых коммуникаций и

т.д. Однако, сведя социологию к социальной психологии или даже к

психиатрии, психологическая социология существенно заузила

предметную область социологии и редуцировала социологическую

методологию к психологическим методам.

Эмпирическая социология

Главное направление в американской социологии в 1920-1950-е гг.

Возникает как антитеза избыточного теоретизирования и формализма, как

механизм решения новых задач, вставших перед общественным

управлением (социальный контроль, прогноз, регулирование

_______общественной жизни и др.). С XVII в. возникает потребность в

информации о населении, о материальных ресурсах и т.п. (для нужд

социального управления). Появляются первые переписи и

правительственные обследования населения. Последующая урбанизация и

индустриализация обострили и породили ряд социальных проблем

(жилищный вопрос, бедность и т.п.), которые с XVIII в. начинают

эмпирически изучаться. В XIX в. А. Кетле разработал основы

социологической статистики, а Ф. Ле Пле – монографический метод

изучения семейных бюджетов. Рождается эмпирическая социология.

В период 1915-1935 гг. в американской социологии доминирующее

положение занимает Чикагская школа, представители которой пытались

соединить эмпирические исследования с теоретическими обобщениями.

Была выдвинута установка изучать то, что реально происходит в обществе

(«плебейские сюжеты»), а не заниматься поисками теоретических моделей

«светлого будущего». Это привело к «методическому взрыву» – переносу

акцента в область методики, техники и процедур конкретно-

социологических исследований. Например, У. Томас и Ф. Знанецкий

(«Польский крестьянин в Европе и Америке», 1918-1920) – поставили в

центр социологического анализа понятие социальной ситуации, которая

включает три взаимосвязанных элемента: объективные условия

(социальные нормы и ценности), установки индивида и группы,

определение ситуации действующим лицом.

В рамках эмпирической социологии сформировалось два течения:

1. Академическая социология, задачей которой ставилось создание

систем научного знания по отдельным областям общественной жизни.

Преимущественный интерес в рамках этого течения был направлен на

фундаментальные проблемы социального познания. Академическая

социология изначально ориентировалась на открытие универсальных

закономерностей в поведении человека и социальной организации.

2. Прикладная социология, целью которой ставилось решение четко

определенных практических задач. Главная особенность прикладной

социологии – это не ее содержание и не применяемые ею методы (они

также научные), а ориентация на практическую пользу.

II

Во второй половине XX столетия господствующее положение в

социологическом знании заняли такие направления и школы, как

структурно-функциональный анализ, теории социального конфликта,

символический интеракционизм и др.

процесс   областей   социология   развитие   социальные   структура   мобильность   культура   девиация   общество   организации