Социальный (общественный) прогресс.

 Большинство

социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции

социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире

происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой

древности. При этом прогресс противопоставлялся регрессу – в том

смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от

низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к

более совершенному. Были предприняты попытки найти лежащие в основе

прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального

дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии

биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как

однонаправленный переход общества от однородных и простых структур

ко все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами

развития общества считались дарвиновские «борьба за существование» и

«выживание наиболее приспособленных». Эти законы природы

уподоблялись законам свободной конкуренции.

Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным

формам общественной жизни. В применении к обсуждаемой теме это

означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение

условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление

большего количества прав и свобод и т.д. Однако в отношении многих

социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие

некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер.

Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных

явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий

или даже тысячелетий назад. Вместе с тем, в отношении таких явлений,

как техника, технология и т.д. можно вполне однозначно говорить как о

постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе

говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность,

регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих

тенденций (в применении к конкретному социальному явлению)

преобладает.

Оценка прогрессивности или регрессивности того или иного явления

должна основываться на объективных показателях. Отсюда встает вопрос

о критериях прогресса. Например, в марксизме в качестве

общеисторического критерия прогрессивного развития человечества был

взят уровень развития производительных сил и характер

производственных отношений. В технократических теориях уровень

развития общества измеряется по критерию развития техники и

технологий. В ряде других социальных учений в качестве критериев

выступают уровень развития мышления человека, нравственности в

обществе, религиозности и т.д.

В социологии для характеристики развития общества используется

несколько распространенных понятий.

Модернизация. Существует несколько определений модернизации:

дихотомическое (модернизация как переход от одного состояния общества

– традиционного – к другому – индустриальному), историческое (описание

процессов, посредством которых осуществляется модернизация:

трансформации, революции и т.д.), инструментальное (модернизация как

трансформация инструментов и способов освоения и контроля над

окружающей природной и социальной средой), ментальное (определение

через ментальный сдвиг – особое состояние рассудка, которое

характеризуется верой в прогресс, склонностью к экономическому росту,

готовностью адаптироваться к изменениям), цивилизационное

(цивилизация как modernity, т.е. модернизация как распространение

данной цивилизации).

В качестве элементов модернизации выделяют следующие процессы:

индустриализация, урбанизация, бюрократизация, строительство нации,

коммерциализация, профессионализация, секуляризация, распространение

грамотности и средств массовой информации, рост социальной и

профессиональной мобильности и т.д.

Модернизация выступает прежде всего как индустриализация

общества. Исторически возникновение современных обществ тесно

связано с зарождением промышленности. Все характеристики,

связываемые с понятием современности (модерна), могут быть соотнесены

с индустриальным типом общества. Модернизация – это непрерывный и

бесконечный процесс. Она может совершаться в течение столетий, а может

происходить ускоренно. Так как развитие различных обществ отличается

нерегулярностью и неравномерностью, то всегда существуют развитые и

отстающие регионы. При модернизации и индустриализации происходит

заметная трансформация соответствующих обществ (трансформируются

типы и характер входящих в них социальных групп и т.д.). Так, при

переходе к буржуазному обществу прежняя сословная организация

общества уступила свое место социально-классовой структуре, а ранее –

кровнородственные первобытные общины сменились кастами и рабством.

Бюрократизация – становление иерархической социальной структуры

для управления организациями на принципах рациональности,

квалификации, эффективности и обезличенности.

Урбанизация – процесс перемещения сельского населения в города и

сопутствующая этому концентрация экономической активности,

административных и политических институтов, коммуникационных сетей

на урбанизированных территориях. Урбанизация тесно связана со

снижением доли аграрного сектора и широким распространением

индустрии.

В истории социологии сложилось несколько типологий исторического

развития общества:

а) двухзвенная: от доцивилизационной к цивилизационной форме

общежития;

б) трехзвенная: аграрное общество – индустриальное общество –

постиндустриальное общество;

в) четырехзвенная: аграрное общество – индустриальное общество –

постиндустриальное общество – информационное (сетевое) общество;

г) пятизвенная (марксистская типология): первобытнообщинное

общество – рабовладельческое общество – феодальное общество –

буржуазное общество – коммунистическое общество. Пятизвенная

типология основывается на учении об общественно-экономической

формации. Общественно-экономическая формация – это совокупность

производственных отношений, детерминируемых уровнем развития

производительных сил и детерминирующих надстроечные явления.

Общественно-

экономическая

формация

Характеристика

Первобытнообщинная Низкий уровень развития производительных сил,

примитивные формы организации труда, отсутствие частной

собственности. Социальное равенство и личная свобода.

Отсутствие оторванной от общества публичной власти.

Рабовладельческая Частная собственность на средства производства, в том числе

на «говорящие орудия» (рабов). Социальное неравенство и

классовое расслоение (рабы и рабовладельцы). Появляется

государство и правовое регулирование общественной жизни.

Господствует внеэкономическое принуждение.

Феодальная Крупная земельная собственность феодалов. Труд свободных,

но зависимых экономически (редко – политически) от

феодалов крестьян. Главные классы – феодалы и крестьяне.

Внеэкономическое принуждение дополняется экономи-

ческими стимулами труда.

Капиталистическая Высокоразвитые производительные силы. Главная роль

промышленности в экономике. Классовая структура общества

основывается на взаимосвязи буржуазии и пролетариата.

Частная собственность на основные средства производства.

Личная свобода рабочих, экономическое принуждение.

Формальное равенство граждан.

Коммунистическая Отсутствие частной собственности на средства производства.

Государственная (общественная) собственность на средства

производства. Отсутствие эксплуататорских классов.

Справедливое равномерное распределение произведенного

продукта между всеми членами общества. Высокий уровень

развития производительных сил и высокая организация труда.

Отмирание государства и права.

Все эти типологии имеют общую черту – они признают неуклонный и

прогрессивный характер развития общества от одной ступени к другой.

Обычно анализ эволюции обществ начинают с характеристики

общества охотников и собирателей, где главную ячейку социальной

организации составляли род и семья. Общества охотников и собирателей

были невелики (до полусотни человек) и вели кочевой образ жизни,

передвигаясь с места на место по мере сокращения запасов пищи на

данной территории. Эти общества носили эгалитарный характер, здесь не

было социально-классовой стратификации, государства, права и т.д.

Скотоводческие и огороднические общества возникли около 10-12 тыс.

лет назад как два направления прогрессивного развития и преодоления

прошлого состояния. Одомашнивание животных и растений можно

назвать первой социальной революцией. Начали появляться излишки

продовольствия, что позволило социальным группам прийти к

общественному разделению труда, которое стимулировало торговлю, а

значит, и накопление богатства. Все это явилось предпосылкой

возникновения социального неравенства в обществе.

Аграрные общества появились примерно 5-6 тыс. лет назад, когда

произошла вторая социальная революция, связанная с изобретением плуга.

Эти общества базировались на экстенсивном земледелии с использованием

тягловых животных. Излишки сельскохозяйственной продукции стали

настолько большими, что привели к интенсивному росту социального

неравенства. Концентрация ресурсов и власти повлекли за собой

появление государства и права.

Иногда аграрное общество называют традиционным, имея в виду

общество докапиталистическое, доиндустриальное. По К. Сен-Симону, для

такого общества характерны следующие черты: аграрный уклад,

малоподвижная социальная структура, традиция как основной способ

социальной регуляции и т.д. Традиционные общества в истории имеют

разную социально-классовую структуру. Они могут быть

малодифференцированными, сословными, классовыми и т.п., но все

основываются на сходных отношениях собственности (нет неделимой

частной собственности), в них нет свободы личности. Иногда

традиционное общество обозначается как доиндустриальное, тогда

выстраивается трехчленная модель развития общества: доиндустриальное,

индустриальное и постиндустриальное общество (Д. Белл, А. Турен и др.).

Индустриальные общества появились в результате третьей социальной

революции (промышленной), которая началась с изобретения и

применения парового двигателя. Новый источник энергии (1765 г. – первое

применение парового двигателя) привел к замене грубой силы человека

или животного силой машины. Началась индустриализация и урбанизация.

Для индустриального общества характерны такие черты, как развитое

промышленное производство, гибкая социальная структура, социальная

мобильность, демократия и др.

Постиндустриальные общества возникают в конце XX в. на базе

информационной революции. Новые информационные и

телекоммуникационные технологии становятся технологической базой

новой структуры производства и услуг. Отрасли сервиса (просвещение,

здравоохранение, управление, научные исследования и т.д.) становятся

главенствующими по сравнению с сельским хозяйством и промышленным

производством.

Данная типология обществ перекликается с другими типологиями,

однако в ней ударение делается на тенденциях развития современного

общества. В доиндустриальном обществе господствует сельское хозяйство,

церковь и армия. В индустриальном обществе господствует

промышленность, фирмы и корпорации. В постиндустриальном обществе

главной сферой производства становится производство знания. Здесь в

наличии информационная основа общества, новая элита (технократия).

Главное место начинают занимать университеты. Собственность как

критерий социальной стратификации теряет свое значение и уступает

место знанию и образованию. Происходит переход от товаропроизводящей

экономики к экономике обслуживающей (превосходство сферы услуг над

сферой производства). Например, в царской России сельское хозяйство

занимало 97%, а в современной Швеции оно составляет всего 7%.

Изменяется социальный состав и социальная структура общества:

классовое деление уступает место профессиональной, поколенческой и

другим формам стратификации. Вводится планирование и контроль над

техническими изменениями. Широко развиваются социальные технологии.

Основное социальное противоречие в таких обществах не между трудом и

капиталом, а между знанием и некомпетентностью.

Существует также деление обществ на «закрытые» и «открытые»

(классификация К. Поппера). Данное разделение обществ проводится по

соотношению социального контроля и свободы индивида. «Закрытое

общество» – это догматическое, авторитарное, застывшее общество.

«Открытое общество» – это демократическое, плюралистическое, легко

изменяющееся общество. Для него характерен индивидуализм и

критицизм.

IV

Понятие «общество» употребляется в узком и широком значении. В

своем широком значении общество понимается как мировое сообщество,

мировая система, человечество как целое. Представление о глобальном,

общепланетарном единстве всех людей существовало не всегда. В

массовом порядке чувство единства всех людей на земле складывается

только в XX в. Рубежным событием, ознаменовавшим осознание

человечеством самого себя в качестве самостоятельного субъекта, следует

считать создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН). В

настоящее время действует множество других всемирных международных

организаций, распространяются континентальные объединения

(Европейское сообщество и др.), формируются коалиции правящих групп

(«Большая семерка» и др.).

Считается, что в конце XX в. главной тенденцией в развитии мировой

цивилизации становится глобализация (интернационализация, стремление

к единообразию). Глобализация – исторический процесс сближения

народов и государств, между которыми постепенно стираются

экономические, политические и культурные границы. Свидетельством

этого процесса могут служить следующие явления: по всему миру

расходятся одни и те же потребительские товары, средства массовой

информации способствуют тому, что миллионы людей обсуждают одни и

те же события и т.д. Особенно заметными эти процессы стали с

возникновением и распространением новых информационных и

телекоммуникационных технологий. Так, интернет (Всемирная паутина,

Сеть сетей) не признает никаких границ, способен объединить всех и

каждого.

Глобализация – это прежде всего расширение рыночной экономики в

мировом масштабе, а также глобализация финансового капитала, свободно

циркулирующего по всему миру. Главными действующими лицами

современной мировой экономики являются транснациональные

корпорации (ТНК). Их глобальная деятельность осуществляется

практически без контроля со стороны какого-либо отдельного государства.

В своем взаимодействии ТНК координируют и контролируют

экономическую деятельность в мировом масштабе. Деятельность

международных экономических организаций типа Международного

валютного фонда (МВФ) и др. во многом определяют мировое

экономическое развитие.

Глобализация носит противоречивый характер. Особенно это заметно в

сфере культуры. Локальные культуры в настоящее время испытывают

кризис в силу мирового распространения стратегии потребительства,

всемирного распространения массовой коммуникации и т.д. Таким

образом, массовое общество и массовая культура становятся базой

совершающейся глобализации. Происходящая глобализация в

определенной степени нивелирует значение национального и

регионального своеобразия, что приводит к движению сопротивления

глобалистской идеологии и практики, к распространению мирового

антиглобалистского движения.

Мировая социологическая мысль пытается осмыслить происходящий

процесс. Например, теория мировой системы (всемирной зависимости)

рассматривает социальное развитие в контексте международного

разделения труда. И. Валлерстайн выделяет три элемента современного

мирового сообщества:

1) центр – доминирующие в мировой экономике и мировой политике

страны, эксплуатирующие другие социально-экономические системы;

2) периферия – регионы, которые снабжают центр сырьевыми

материалами и подвергаются эксплуатации со стороны центра;

3) полупериферия – регионы, относящиеся как к эксплуатирующим, так

и к эксплуатируемым секторам мировой экономики. Согласно этой теории,

страны центра, экспортирующие сырьевые материалы из стран «третьего»

мира, подрывают перспективы развития молодых государств, ибо

подобная мировая специализация уродует экономику развивающихся

стран и обесточивает ее из-за неравноправного обмена.

Другая модель развития современного мира была развернута в

концепции «столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон). В ней речь

идет о семи-восьми основных современных цивилизациях мира. Шесть

держав – США, Европа, Китай, Япония, Россия и Индия – принадлежат к

пяти разным цивилизациям. Кроме них, в мире существует группа

исламских государств. По мнению С. Хантингтона, в таком мире

региональная политика имеет, в основном, этнические характеристики, а

глобальная – осуществляется на уровне отношений между цивилизациями.

С его точки зрения, самые крупные и опасные конфликты будут возникать

не между богатыми и бедными странами, а между народами,

принадлежащими к разным культурам. При этом межцивилизационный

конфликт может разворачиваться на микроуровне (между соседними

государствами, представляющими различные цивилизации) и на

макроуровне (между ведущими государствами и их коалициями,

относящимися к разным цивилизациям).

Социальные изменения в современном российском обществе

обусловлены внешними и внутренними факторами. К внешним факторам

можно отнести следующие: изменилась расстановка мировых сил на

международной арене; в начале 1990-х гг. прекратила существование

мировая система социализма (противостояние двух мировых систем

закончилось); изменилось геополитическое и военно-стратегическое

положение России. К внутренним факторам относятся: стратегические и

тактические ошибки реформаторов; невыгодные стартовые позиции

развития России; самобытность российского народа и т.д. Указанные

внешние и внутренние факторы предопределили особенности социальных

реформ в России.

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Чем отличаются социальное пространство и социальное время от

физического пространства и времени? Раскройте функции социального

времени.

2. Дайте понятие, опишите структуру и приведите классификации

социальных процессов.

3. Охарактеризуйте основные источники и главные результаты

социальных изменений.

4. Сравните социальную революцию и социальные реформы, выделите

общие и особенные черты.

5. С помощью понятийного аппарата данной лекции подробно опишите

трансформационные процессы в Российской Федерации за последние 10

лет (доклад на 15-20 минут).

Тест

1. В первобытную эпоху господствует время:

а) циклическое

б) линейное восходящее

в) линейное нисходящее

2. «Стрела времени», как модельное представление социального времени,

характеризуется следующими чертами:

а) бесконечность

б) необратимость

в) цикличность

3. Циклический тип развития общества описал:

а) Д. Белл

б) Н.Я. Данилевский

в) К. Маркс

4. Скачкообразное изменение общества, переход общества из одного

качественного состояния в другое называется:

а) эволюция

б) реформа

в) революция

5. Эволюционное развитие общества означает:

а) циклическое движение

б) прямолинейное движение

в) спиралевидное движение

6. Прогресс означает развитие:

а) по восходящей линии

б) по нисходящей линии

в) циклическое

7. Формационный подход к описанию общества основан на выделении

следующего количества исторических ступеней развития общества:

а) 3

б) 4

в) 5

8. «Информационное общество» – это стадия исторического развития

общества:

а) доиндустриальная

б) индустриальная

в) постиндустриальная

9. Социальное движение, направленное на разрушение существующей

социальной системы и установление нового социального порядка, – это:

а) движение сопротивления

б) революционное движение

в) реформаторское движение

10. Становление иерархической системы управления, основанной на

принципах рациональности, квалификации, формализма и обезличенности

– это:

а) индустриализация

б) урбанизация

в) модернизация

г) бюрократизация

процесс   областей   социология   развитие   социальные   структура   мобильность   культура   девиация   общество   организации