|
||
|
Тема 7. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
IСлово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает «культивировать(возделывать) почву». В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, что привело к возникновению термина «agriculture»(искусство земледелия). В XVIII и XIX веках данный термин стали употреблять также и по отношению к людям: если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово «Kultur» включало также значение «высокий уровень цивилизации». В нашей сегодняшней жизни слово «культура», как правило, ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Таким образом, культура – сложный феномен, отдельные элементы которого нуждаются в самых разных и даже противоположных определениях. Культура настолько тесно переплетена с другими социальными феноменами, что порой их трудно различить даже в абстракции. К тому же состав культуры и её роль в общественной жизни меняются в зависимости от времени и места. В культуру включается литература, музыка, живопись, мода, архитектура, танцы, кино, оформление помещений и т.д. Любой более или менее образованный человек может отличить деятелей и продукты культуры от того, что в культуру не включается. И этого достаточно для привычного словоупотребления. Современное научное (в частности, в социологии) определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Под культурой понимается система убеждений, ценностей и выразительных средств, применяемых в искусстве и литературе, которые являются общими для какой-то группы и которые служат основой упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Существует около 500 определений культуры, и все они страдают неполнотой, так как это очень емкое понятие. Остановимся на некоторых из определений. Начнем с философского: культура –это «вторая природа», надстроенная над первой. Под первой природой понимается весь естественный мир, который существует вокруг человека, а под «второй природой» – мир, созданный человеком, даже если вклад человека минимальный. Например, лес, посаженный людьми, уже относится не к дикой природе, а может быть отнесен при определенных оговорках и к сфере культуры. Разумеется, этот общефилософский подход к культуре носит весьма абстрактный и в социологии редко применяется. Следующее определение культуры звучит так: культура – это система табу, т.е. запретов и ограничительных рамок. Исходя из такого понимания культурных норм, З. Фрейд считал, что культура выполняет по отношению к индивиду чисто репрессивные функции, т.е. подавляет его животные, данные от природы, инстинкты. Еще одно определение: культура – это чувство меры во всем. Возникает естественный вопрос: культура, ограничивая людей, мешает, а не помогает им. Но это не так. Рассмотрим это на таком примере: земляной _______червяк, не имея скелета, может сгибаться в любую сторону, а человек, имеющий скелет, в любую сторону сгибаться не может. Получается, что червяку живется легче, так как свободы у него больше. Но скелет позволяет человеку подняться над землей и поэтому горизонт человека в тысячи раз шире, чем у червяка. Поэтому, ограничения, накладываемые культурой, не мешают людям, а напротив, помогают им подняться выше. Остановимся боле подробно на последнем определении (культура –это чувство меры во всем). Легко заметить, что культурный человек воспитывает в себе (или ему привили его родители и наставники) это самое чувство меры. И окружающие его люди быстро замечают в нем эту черту. Например, чувство меры в одежде означает, что одежда должна соответствовать занятию и ситуации. Студентка, которая пришла в университет, разодетая, как на бал, вызывает недоумение. То же самое касается макияжа. Чувство меры очень важно по отношению к еде и питью, прежде всего, к алкоглю и т.д. Чувство меры, как черта, присущая культурному человеку, очень помогает ему во всем. И наоборот, тот, кто не знает меры в чем-то, в конечном итоге вредит себе, хотя, может быть, и не догадывается об этом. Здесь возникает проблема: как узнать свою меру в чем-то, так как у всех она разная? Кроме индивидуально-психологических аспектов, место и роль культуры в жизни человека необходимо описывать также в терминах социальной психологии и социологии. Возьмем, к примеру, злободневную проблему межнациональных отношений. Одним из важнейших здесь является понятие этноцентризма. Этноцентризм – это когда свою нацию, народ, социальную группу и т.д. человек ставит в центр и априори считает, что культура данной группы, нации, народа и т.д. является наивысшей и наилучшей (по сравнению с культурами всех других групп, наций, народов). Это вроде бы и неплохо – занимать такую позицию, но появляется оттенок пренебрежения и даже презрения к чужой культуре или даже страха (ксенофобия). К сожалению, нужно констатировать, что на позициях этноцентризма стоит много людей, даже высокообразованных. Легко догадаться, что этноцентризм порождает проблемы, доходящие иногда до конфликтов, в отношениях между представителями разных культур. Надо отметить, что форм этноцентризма очень много (расизм, фашизм, шовинизм, национализм, религиозный фанатизм и т.д.). Противоположная этноцентризму точка зрения называется культурный релятивизм. С этой позиции отношение к другой культуре предполагает терпимость, уважение, признание ценности и значимости, что обусловлено пониманием того факта, что каждая культура формировалась в своих особых географических и исторических условиях. Широко известно вытекающее из культурного релятивизма понятие толерантность. Люди, стоящие на позициях культурного релятивизма более развиты по сравнению с теми, кто стоит на позициях этноцентризма. Например, совершенно не следует смеяться над привычкой северных народов редко мыться. Чтобы не обижать наших чукчей, сошлемся на американских эскимосов, которые моются один раз в год в самое теплое время года – в середине лета. Главная задача во время этого ежегодного мытья заключается в том, чтобы соскоблить с тела нижнее белье. Легко объяснить целесообразность такой практики в личной гигиене: суровый климат, низкие температуры, очень длинная зима приучили эскимосов не мыться чаще необходимого (для данных климатических и бытовых условий), так как это чревато немедленной пневмонией и смертью. Каждый может вспомнить множество других подобных примеров, когда обычаи, традиции, привычки представителей чужой культуры вызывают у нас удивление, недоумение, насмешки и даже презрение. Чтобы уйти с позиций этноцентризма и перейти на позиции культурного релятивизма, достаточно мысленно поставить себя в условия жизни и деятельности представителя другой культуры, и тогда многое становится понятным, естественным, логичным. Например, известно, что представители желтой расы очень мало потребляют крепких спиртных напитков и люди недалекие могут на этом основании считать их слабаками. И наоборот, русские люди из всех народов на земле могут потреблять без вреда для здоровья самое большее количество крепкого алкоголя. За это, кстати, некоторые люди их тоже презирают. А все объясняется очень просто: у русских в организме вырабатывается наибольшее количество фермента, который способствует разложению и усвоению алкоголя, а у представителей желтой расы количество этого фермента наименьшее. В связи с вышесказанным, необходимо специально остановиться на проблеме культурных конфликтов. В социологии выделяют три основных вида таких конфликтов (аномия, культурное запаздывание и чуждое влияние). Аномия означает нарушение единства какой-либо культуры, вытекающее из отсутствия четко сформулированных социальных норм. Например, когда в XIX веке в Европе и Северной Америке резко ускорился процесс индустриализации, прежняя культура, господствовавшая много столетий, стала быстро разрушаться, т.е. она стала утрачивать для людей этих континентов свою ценность. Это выразилось в росте преступности, росте числа разводов, ослаблении сексуальных запретов, девальвации традиционных религиозных и семейных ценностей. Второй вид – культурное запаздывание. Оно наблюдается тогда, когда перемены в материальной жизни общества опережают соответствующие изменения в нематериальной культуре (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Это приводит к постоянному несоответствию между материальной и нематериальной культурой, и в результате возникает множество социальных проблем. Хороший пример из нашей недавней истории: период индустриализации, начавшийся в 20-30-х годах XX столетия в СССР. В то время множество вчерашних крестьян переезжали в города и становились рабочими и служащими (деревенские жители превратились в горожан). Но бывшие сельчане привезли с собою в города культуру сельской жизни, в определенной степени распространили ее среди горожан. И даже сегодня, когда мы уже живем в XXI веке, проявление сельской культуры легко заметить в жизни российских городов. Например, ни в одной европейской стране женщины не занимаются в такой степени заготовкой варений и солений на зиму, как домохозяйки в России. Другой пример: почти все население наших городов обожает работать на своих садово-огородных участках. И, наконец, последний пример: свадебный обряд, распространенный сегодня в Российских городах, совершенно очевидно перенесен из сельской культуры с налетом купеческой (у тех, кто побогаче). Третий вид – чуждое влияние. Имеется в виду процесс, когда другая культура оказывает мощное влияние на нашу родную культуру. И сегодняшняя действительность – яркий тому пример (влияние западной и, прежде всего, американской культуры на нашу российскую культуру). Причем, почти всегда это влияние носит негативный характер. Примеров можно привести множество. Особенно подвержена этому влиянию молодежь, которая, не усвоив как следует ценности родной культуры, начинает преклоняться перед западной. Вот один из примеров. Сейчас очень много молодых людей – студентов – хорошо знают английский язык (и это позитивное явление), но при этом они все хуже и хуже знают русский язык, неграмотно пишут и косноязычны в родной устной речи. Если подобное чуждое культурное влияние вовремя не остановить, то в результате через несколько поколений мы рискуем потерять собственную культуру. По отношению к этой проблеме существует две точки зрения. Первая – только что изложена: из истории известно, как слабые культуры растворялись в более сильных и от них ничего не осталось, кроме музейных экспонатов (древнеегипетская, культура американских индейцев и многих других). Вторая точка зрения гласит, что ничего страшного не происходит, что русская культура в прошлом уже не ра испытывала влияние чужих культур и спокойно пережила это (даже обогатилась при этом и поднялась на новый уровень (засилье немцев при Петре I, влияние французской культуры в XIX веке, а в древней Руси – влияние Византии). Согласно этой точке зрения, ничего страшного нет во влиянии другой культуры (культуры всегда друг на друга влияли, если не затронуто ядро нашей культуры). Очень важное значение имеет уяснение вопроса взаимодействия культуры и экономики. В понимании этого взаимодействия существует две противоположные позиции. Первую ярко представляет марксизм, который утверждает, что в основе всего лежит экономика, а все остальное, в том числе и культура, надстраивается над экономикой, т.е. зависит от нее. Хотя марксизм не исключает и обратное влияние культуры на экономику, но при этом первенство отдает все же экономике. И аргумент здесь очень простой: люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, литературой, искусством, религией и т.п., должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, т.е. они должны производить материальные блага. Противоположную позицию сформулировали Э. Дюркгейм и М. Вебер. Они считали, что именно культура играет определяющую роль в жизни общества, ибо она единственно обеспечивает его целостность и развитие, оказывают существенное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего, на экономику (культура первична, экономика вторична). Максимально подробно эту позицию обосновал в своих работах М. Вебер. И прежде всего следует назвать его знаменитую книгу «Протестантская этика и дух капитализма». В этой книге немецкий социолог попытался доказать, что появление около 500 лет назад нового христианского течения – протестантизма (как культурного явления) – привело в результате к возникновению и бурному развитию капитализма. Приведем один пример из этой книги. Богатый зажиточный крестьянин в период уборки урожая нанимает 10 работников, 5 из которых – католики и 5 – протестанты. Они ему помогают собирать урожай. Чтобы их сильней стимулировать, этот богатый крестьянин, который оплачивает труд батраков сдельно, объявляет им, что с завтрашнего дня он будет платить вдвое больше. Реакция католиков противоположна реакции протестантов. Последние начинают работать вдвое больше, так как их заработок увеличивается вчетверо, а первые (католики) начинают работать вдвое меньше и их заработок остается на прежнем уровне. Теперь о функциях культуры. Первая – образовательно- воспитательная. Из ее названия видна ее цель, т.е. образование, воспитание или, как говорят социологи, социализация личности, т.е. освоение ею знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется степенью приобщенности данной личности к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Другими словами, приходим к широко известной формуле: знания плюс умения.Вторая называется интегративная-дезинтегративная (объединительно-разъединительная) функция культуры. Это означает, что в результате освоения культуры у индивидов одного сообщества появляется чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т.д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры, она противопоставляет их другим сообществам, объединенным на основе другой культуры, т.е. людей разных культур их разные культуры разъединяют. Это разъединение может служить причиной культурных конфликтов.Третья функция называется регулирующей. О ней уже шла речь выше, когда мы говорили о чувстве меры, правилах и рамках поведения, в которых живет и работает человек. Именно эти правила заставляют индивида соблюдать систему предписаний и запретов. В случае нарушения этих предписаний и запретов личность подвергают определенным санкциям – наказанию или наградам. IIМожно выделить следующие основные элементы культуры. Первый элемент – это понятия, которые содержатся, главным образом, в человеческом языке. Благодаря понятиям упорядочивается опыт людей. Но это упорядочивание опыта у людей разных культур происходит по- разному. Например, у чукчей, которые живут десять месяцев со снегом, для обозначения снега существует около пятидесяти названий. В немецком языке слово «essen» обозначает прием пищи людьми, а слово «fressen» – прием пищи животными (по-русски первый глагол звучит как «есть», а второй – как «жрать»). А по-английски и то, и другое обозначается одним словом «eat». Так же широко известно, что в английском языке нет различия между вежливым «Вы» и простым «ты». А галантные поляки придумали еще нечто более возвышенное, что отсутствует в других языках: при обращении к дамам они применяют такой оборот «не желает ли пани». Давно замечено, что наибольшее количество философов дали два народа: древние греки и немцы. Очевидно, это связано как раз с особенностями древнегреческого и немецкого языков. Таким образом, можно сделать вывод, что восприятие окружающего мира через понятия, зафиксированные в языке, больше или меньше различается в разных культурах. Второй элемент культуры – отношения. Имеется в виду отношения между понятиями, за которыми скрываются объекты, явления и процессы окружающего мира, а также отношения между людьми. Например, есть сильное различие в методах воспитания детей. Очень интересная система воспитания практикуется в Абхазии, где главное в воспитании детей – категорический запрет наказания и осуждения детей (их нельзя бить и нельзя ругать, наоборот, их надо всегда хвалить, даже за самые малые хорошие поступки). Если ребенок совершил что-то плохое, то похвалы прекращаются, и ребенок воспринимает отсутствие похвал как самое сильное наказание. Третий элемент культуры – ценности, т.е. то, к чему люди должны стремиться, то, что в данной культуре уважается, ценится. Например, у мусульман ценностью является уважение старших, послушание старшим, что у русских встречается достаточно редко. В советские времена высшей ценностью считался патриотизм, любовь к Родине, культивировалось первенство общественного над личным. Сегодня на первом месте стоит индивидуализм, а самой высшей ценностью открыто провозглашены деньги, богатство, собственность, капитал. Четвертый элемент называется правила. Люди придумали множество разных правил и в разных культурах мы наблюдаем большую или меньшую разницу между этими правилами. Возьмем, к примеру, законодательные системы современной России и Китая (правовые нормы). Как известно, с 1996 г. на смертную казнь в России введет мораторий. В Китае же она применяется, существует несколько десятков преступлений, за которые в Китае следует наказание в виде смертной казни (в России за те же преступления вообще нет никаких наказаний). Назовем несколько таких наказаний: за коррупцию, за наркотики, за проституцию и – самое удивительное – за угон автомобиля. Названные выше четыре основных элемента культуры тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга, что и создает в итоге неповторимую уникальную картину каждой конкретной культуры (то, что называют самобытностью). С ценностями культуры тесно связаны нормы, т.е. определенные стандарты поведения, работы, взаимоотношений между людьми. Как было сказано выше, за соблюдение норм индивида уважают, любят, поощряют. За нарушение норм – наказывают, вплоть до уголовного преследования. Но бывает нарушение норм со знаком плюс. Например, героические подвиги на войне по защите Родины или в трудовом процессе. Поэтому существуют санкции негативные (наказание, осуждение) и санкции позитивные (награды, слава, льготы, привилегии и т.д.). И те, и другие санкции оказывают мощное воспитательное воздействие на всех людей. Теперь о формах и видах культуры. Широко известно разделение культуры на материальную и духовную. Но не бывает чего-то такого, что было бы на 100 % материальной или, наоборот, на 100 % духовной культурой. Обычный легковой автомобиль – это, конечно, предмет материальной культуры, но кто-то его конструировал, придумывал, применяя свои знания, воображение и т.д., а это уже частичка духовной культуры. И обратный пример. Картина, написанная художником, – это, конечно, концентрированное выражение духовной культуры. Но сама культура есть материальный объект: она состоит из холста, красок, рамы. Меньше известно другое деление культуры: на предметную и поведенческую. Предметная – это все предметы, которые созданы людьми. Предметная культура очевидна, а вот противостоящая ей поведенческая культура не так бросается в глаза. Очевидно, что поведенческая культура гораздо важнее для отдельного индивида и для всего общества, чем предметная. Приведем очень простой пример. У молодой девушки имеется сумма 30-50 тысяч рублей, и она думает, как их потратить. У нее возникают два варианта: первый – купить хорошую, красивую шубу, второй – заплатить за курсы английского языка и после их окончания в совершенстве знать язык. Кто поклоняется предметной культуре, тот, конечно, купит шубу. А тот, кто понимает важность поведенческой культуры – выучит язык, и потом сможет купить на заработанные от этого умения деньги не одну шубу, и не только шубу.Таким образом, не развивая свою поведенческую культуру (знания и умения) люди не смогли бы не только развивать, но и даже воспроизводить предметную культуру, поэтому и было сказано выше о превосходстве, первенстве именно поведенческой культуры. Необходимо сказать об особом значении в каждой культуре языка. Совершенно очевидно, что язык – это средство, инструмент для познания окружающего мира. Чем лучше конкретный индивид владеет языком, тем легче ему ориентироваться, познавать, устраиваться, делать карьеру, расти в личном плане, в мире природы и в мире людей. И наоборот, чем хуже индивид владеет языком, тем меньших успехов (а может быть, никаких вообще) он достигнет. Тех, кто имеет большой словарный запас, в обществе ценят, уважают. А.С. Пушкин и В. Шекспир владели словарным запасом примерно в 24 тысячи слов. Средний, имеющий высшее образование человек, имеет словарный запас около 5 тысяч слов. На другом полюсе мы имеем бессмертный образ Эллочки-людоедки, созданный И. Ильфом и Е. Петровым, которая употребляла всего 30 слов и считала при этом себя девушкой образованной, умной, модной и интеллигентной. На самом деле она была убогой, примитивной личностью. Для сравнения можно привести пример того, что некоторые виды птиц применяют для общения между собой 150 условных сигналов. Теперь о формах культуры. Существует огромное разнообразие культурных форм. Начнем с высокой культуры. Она почти всегда связана с классической музыкой, литературой, живописью, архитектурой и т.д. Людей, которые приобщились к высокой культуре, во все времена было мало, так как приобщение к высокой культуре требует много времени, усилий и денег. Но культурная элита всегда задавала тон, устанавливала критерии для всех других форм культуры. Если высокая культура деградирует, исчезает, то это неизбежно отрицательно сказывается на всей культуре народа. К сожалению, именно это мы наблюдаем в современной культурной жизни России. Например, число ценителей классической музыки, по данным социологов, сегодня составляет сотые доли процента. Другая важная форма культуры – народная культура. Эта культура включает в себя сказки, былины, частушки, фольклор, песни и мифы. Она играет важную роль в приобщении каждого индивида к ценностям своей родной культуры. Через ценности народной культуры человек приобщается к высокой культуре, созданной соотечественниками, и далее – к мировой высокой культуре. Без народной культуры индивид не может любить свою Родину, язык, народ. Подобный человек живет по принципу «где хорошо, там и родина». С появлением средств массовой информации появилась массовая культура. Феномены массовой культуры могут нести положительный и отрицательный духовные заряды. Следующая форма – субкультура. Субкультура – это часть какой-то большой культуры. Например, культура молодежи – это культура, в рамках которой существует культура студенческой молодежи, т.е. одна из ее субкультур. Внутри уже этой субкультуры можно выделить еще одну субкультуру, например, субкультура студенческой молодежи в крупных городах, в мегаполисах. Еще один пример. Есть большая культура, которая называется русская культура, внутри которой можно выделить такие субкультуры, как южнорусская культура или культура русского Севера, которые отличаются друг от друга. Теперь рассмотрим три важных понятия: культура, антикультура и бескультурье. На наш взгляд, очень важно их различать, так как некоторые люди, особенно молодые, смешивают их. Например, в той же массовой культуре очень часто, особенно по телевидению, зрителям показывают под видом культуры антикультуру. Есть четкий критерий между культурой и антикультурой. Культура – это все то, что способствует развитию и совершенствованию отдельного индивида и, стало быть, всего общества в целом. Ключевые слова здесь – развитие и совершенствование. Антикультурой можно назвать то, что способствует медленной или быстрой деградации индивида, которая в итоге заканчивается разрушением личности. Ключевыми словами здесь являются «деградация» и «разрушение». С понятием бескультурье разобраться куда проще. Бескультурный в чем-то человек не вредит своему здоровью или личности, но и не развивает их. Это когда индивид поступает не как носитель какой-то культуры, а как животное, т.е. не обременяет себя условностями культуры. Очень интересный вопрос: что принадлежит к искусству, а что – к таковому не относится? Почему это важно знать? Это важно знать потому, что настоящее искусство, конечно же, несет более концентрированный заряд культуры, чем предметы, окружающие нас в нашей жизни, но к искусству отношения не имеющие. И хотя даже изделия фабричного, ремесленного производства также относятся к человеческой культуре, но духовной культуры в них гораздо меньше. Например, те же самые многочисленные боевики – это, как правило, плохое или хорошее ремесло (для тех, кто их смотрит). Есть редкие исключения (если говорить о боевиках), когда они принадлежат к высокому искусству. Очевидно, самый яркий пример – это фильм «Белое солнце пустыни». Еще пример: простой табурет или стул фабричной или ручной работы не является предметом искусства, а сделанный из ценной породы дерева, с резьбой, расписанный узорами, инкрустированный драгоценными камнями и металлами – это уже произведение искусства. У Л.Н. Толстого есть три критерия, которые помогают отделить искусство от ремесла, подделок под искусство (что называют китчем) и антиискусства (антикультуры). Критерии эти таковы: первый – произведение искусства должно быть эстетично, т.е. красиво, совершенно, им любуются, наслаждаются, получают удовольствие от его форм; второй – художник, создающий произведение искусства, руководствуется искренним, творческим порывом, а не денежным или каким-то другим материальным расчетом; третий – истинное произведение искусства несет огромный заряд нравственности, т.е. учит добру, отвращает от зла. Произведение искусства должно отвечать всем трем критериям. Если отсутствует хотя бы один из них, то это должно вызвать сомнение у зрителя, читателя, слушателя искусство это или нечто другое. IIIНачалом западноевропейской культуры является эпоха Возрождения. Она сложилась как культура высочайшего интеллектуального, морального и профессионального уровня, причём с утонченным и чрезвычайно строгим эстетическим вкусом. Создатели её были выдающиеся таланты и гении. Их было сравнительно немного. Эта культура сыграла беспрецедентную роль в просвещении и нравственном совершенствовании человечества. Эта была культура аристократическая и элитарная в том смысле, что её творили исключительные личности и ей покровительствовали тоже личности в своём роде исключительные. Эта культура создавалась не как кастово-аристократическая и не как кастово- элитарная. Она создавалась по законам культуры как особого социального феномена (по законам литературы, живописи, музыки и т. д. как таковых) и во всю мощь талантов её творцов, а не по внешним (культуре как таковой) законам социальной организации общества. Она аристократична и элитарна в том смысле, что не опускалась добровольно или по принуждению до плебейского уровня масс, а, наоборот, возвышала массы до высочайшего интеллектуального, морального и эстетического уровня своего времени, т.е. до уровня исключительной части граждан общества. Она была критичной по отношению к самим устоям своего общества и к его идеологии. Она была самой свободной культурой в истории человечества в смысле её независимости от политики, идеологии и мнений «черни». Сегодня культура стала на Западе самым динамичным элементом цивилизации, превзойдя динамизм идеологии. Характерной чертой культуры стало неудержимое стремление к поискам новых и оригинальных будущих форм. Ею овладела идея (можно даже сказать мания) изменений и новизны. Причём это изменение не встречает никаких препятствий внутри культуры, а общество с энтузиазмом приняло его. Культура заполонила своей продукцией рынок, и эта продукция жадно потребляется. Искусство стало раскованным, стало ломать все жанры и стили, стало использовать все способы производить сенсации. Даже сумасшествие стало рассматриваться как высшая форма творчества. Новизна приобрела ценность сама по себе. Новое, не встречая сопротивления, стало быстро распространяться, овладевая большими массами людей. С установкой на новизну пришла идеология, согласно которой искусство должно служить авангардом социального прогресса. Поскольку исчерпали себя или дискредитировали себя старые радикальные политические идеи, продолжение радикализма стало возможным не в политике, а в культуре. И культурный авангард взял на себя эту роль. В отличие от социальной структуры, управляемой экономическими принципами рациональности, культура беспорядочна, в ней доминируют иррациональные настроения. Отвергнуты все «буржуазные» ценности. Никакой самодисциплины, никакого самоконтроля. Современная культура не рассматривает себя как отражение социальной реальности, она открывает путь чему-то радикально новому, стремится к утверждению своего приоритета в сфере нравов и морали. Искусство становится всё более автономным, деятели искусства сами творят вкусы. Назовём основные черты новой культуры. Прежде всего изменились масштабы культуры, её положение в обществе и её роль в жизни людей. Западная культура проникла во все сферы жизни людей до такой степени, что грани между этими сферами и культурой стали неопределёнными, а отчасти исчезли совсем. Мир буквально наводнился продуктами культуры. Трудно назвать виды деятельности людей и предметы их потребления, в которых бы не сказывалось и не замечалось проявление культуры. Дома, парки, средства транспорта, технические сооружения, посуда, мебель, оформление книг и журналов, реклама, афиши спорт, сервис, детские игрушки, еда, предметы домашнего обихода… Такого вторжения культуры в повседневную жизнь людей в истории человечества никогда и нигде ещё не было. Культура стала общедоступной. Практически подавляющее большинство людей не только постоянно обитает в окружении культуры и потребляет её непроизвольно, но и может пользоваться достижениями культуры в традиционных формах, – имеется в виду общедоступность музеев, библиотек, телевидения, кино, театров. Огромное число рядовых граждан получило возможность самим заниматься культурной деятельностью – музыкой, изобразительным искусством, танцами, сочинительством. Культура как бы растеклась по обществу, стала необходимым и привычным элементом жизни всех слоёв, всех категорий, всех возрастов населения. Так что теперь следует говорить о культурной среде жизни людей, а не об особой культурной сфере, независимой от большинства и доступной немногим. Социальная среда жизни людей стала намного эстетичнее, чем когда- либо в истории человечества. Прекрасное заполнило мир до такой степени, что люди уже воспринимают его как нечто само собой разумеющееся или вообще не замечают его. Тут, пожалуй, произошло нарушение меры, наступило перепроизводство культуры, и она утратила ту ценность в глазах людей, какую она имела в эпоху её дефицита. Основными потребителями культуры стали широкие слои населения, занятые повседневной деятельностью и не имеющие возможности получать социальное образование и усовершенствовать свои эстетические вкусы, не имеющие времени на такое отношение к культуре, какое имело место в прошлом в узком кругу праздных людей с утонченными вкусами и неторопливым образом жизни. Это, естественно, сказалось на самом характере культуры. Культура, рассчитанная на сотни миллионов рядовых граждан, вовлечённых в динамичную и напряжённую жизнь современного общества, стала адекватной своему потребителю. Следующий важнейший признак современной культуры Запада – её масштабы как сферы производства культуры, т.е. с точки зрения числа людей, учреждений, организаций и материальных средств, занятых в ней. В истории человечества эта сфера никогда не достигала таких размеров ни относительного, ни тем более абсолютного. По доле занятых в ней людей она превзошла сельское хозяйство и стала сопоставимой с промышленностью. Хотя число тех, кто непосредственно занят творческой деятельностью (писателей, художников, композиторов и т.д.) колоссально возросло сравнительно с прошлым, их процент в общем числе тех, кто так или иначе занят в сфере культуры, резко сократился. Произошло разжижение творческого ядра культуры, как в смысле распределения творческих функций между большим числом творцов культуры, так и в смысле разрастания нетворческой её части. Творческий потенциал современной западной культуры в этом смысле сократился по сравнению с традиционной классической культурой Запада.Необычайно расширились и усовершенствовались технические средства производства культуры. Развитие новых технических средств (фотография, звукозапись, радио, кино, телевидение) привело к тому, что они сами превратились в новые формы культуры, заняв в ней главенствующее положение. И им суждено было стать могильщиками социальных, моральных и эстетических ценностей, какие вносила в мир культура классическая. Культура стала сферой капиталистического бизнеса. Сложилось всё расширяющееся производство предметов культуры и зрелищ. Сфера культуры превратилась в рынок. Высшими критериями ценности продуктов культуры стали отношения спроса и предложения. Рыночная цена вытеснила эстетическую оценку. Масштабы творческой личности стали определяться не тем, что она внесла в свою сферу сравнительно с предшественниками, а тем, каков её рыночный успех.Судьями качеств произведений культуры стали эксперты масс-медиа, руководствующиеся отнюдь не критериями эстетики, морали, просвещения, гуманизма. Всё это общеизвестно. Когда дело взяли в свои руки бизнесмены и масс-медиа, на смену талантливым творцам пришли многие тысячи посредственностей. Основную массу творцов новой культуры составили люди средних интеллектуальных и творческих способностей. Новаторство её иллюзорно, поверхностно, мелочно. Оно в основном есть результат недостатка таланта и мастерства, а не избытка их.Эта культура в основном посредственностей и для посредственностей. Гений и талант в ней допускаются лишь в ничтожных размерах и лишь в таких формах, какие не угрожают всеобъемлющей власти посредственности. Большинство деятелей культуры, общественно признаваемых в качестве талантов и гениев, на самом деле есть лишь имитация таковых. Главными фигурами в культуре стали бизнесмены и шоу-организаторы, т.е. лица, вторичные по отношению к творчеству как таковому, – исполнители, имитаторы, интерпретаторы, компиляторы, эксплуататоры культуры прошлого, плагиаторы и т.п. Характерным примером на этот счёт может служить процесс создания кинофильмов и использования их, а также деятельности множества людей, так или иначе связанных с этим. Попробуйте среди десятков тысяч людей, занятых в этом деле, найти личности, сопоставимые с такими величинами классической западной культуры, как Шекспир, Бальзак, Гюго, Достоевский! Есть пределы в самой культуре как таковой для подлинного новаторства в рамках эстетических критериев. Надо любыми путями выделиться, произвести впечатление, привлечь к себе внимание, урвать известность и деньги – к этому вынуждают законы рынка культуры. Поэтому успех достигается не за счёт подлинных творческих достижений, а за счёт разрушения всяких сдерживающих рамок, включая рамки морали и эстетики. Безудержное псевдоноваторство оттеснило на задний план новаторство в смысле классической культуры. Многие авторы отмечали отсутствие в современной западной культуре больших имён, сопоставимых с гениями прошлого. Это не значит, что гении перестали рождаться. Они рождаются. И может быть, в большем числе, чем раньше. Но в условиях современного западного общества они просто не имеют возможности проявиться в качестве таковых и быть замеченными. Их заслоняет огромное число посредственностей, имитирующих гениев и более удобных в культурной жизни общества. То, что раньше делал один гений, теперь растаскивается и молниеносно реализуется десятками и сотнями ловкачей, имеющих достаточно высокий уровень профессиональной подготовки. Масс-медиа способствует созданию извращенной системы оценок творческих достижений, раздувая сверх всякой меры сенсационные посредственности и замалчивая настоящее творчество. Многие авторы отмечали также бессодержательность современного западного искусства. Думается, мало констатировать этот факт. Дело тут в том, что изменилось само понятие содержания искусства. То, что в классической западноевропейской культуре считалось формальными средствами изображения какого-то содержания, в искусстве современного Запада само стало содержанием. Изобразительные эффекты, не требующие интеллекта (мордобой, стрельба, взрывы), стали сутью искусства. Искусство с высокоинтеллектуального уровня опустилось на уровень примитивно-эмоциональный. Характерным для современного западного искусства стал уход от реальности, сознательный антиреализм. Создаётся вымышленный мир, не обязательно положительный, но и отрицательный, главное – чтобы он был ярким, полным соблазнов и приключений, с сильными страстями любого сорта, с захватывающими ужасами, с сверхчеловеческими существами и ситуациями. Один немецкий социолог заметил, что жизнь становится всё серее и скучнее, а фильмы и книги – всё ярче. Литература, кино и телевидение создают ложное впечатление, будто «маленькие» люди ведут интересную и социально насыщенную жизнь. В реальности же их жизнь есть мещанская скука и столь же унылая работа по обеспечению этой скуки. Сотни тысяч людей, творящих непрерывным потоком продукцию культуры для сотен миллионов себе подобных, не могут создать ничего иного. Сотни миллионов потребителей культуры и не требуют ничего иного. Достигшие высокого совершенства средства культуры приобрели самодовлеющее значение и стали её подлинным содержанием. Искать в ней какое-то иное содержание так же бессмысленно, как искать чистоту в грязных политически и экономических махинациях. Современная западная культура приспособилась к тому человеческому материалу, на который она рассчитана, и одновременно приспособила этот материал к тому, что она способна производить. Она имеет успех, поскольку рассчитана на самые широкие слои, на самые примитивные потребности, на самые примитивные вкусы, на самый убогий менталитет. При этом высшие классы и образованные слои общества отнюдь не сохранили для себя некую элитарную культуру, являющуюся продолжением и развитием классической западноевропейской культуры. Они сами в первую очередь стали потребителями современной плебейской культуры, поощрили и поддержали её, возвели её на пьедестал высших достижений, способствовали извращению всей ситуации в сфере культуры. Точно так же как в Древнем Риме аристократия смотрела те же зрелища, что и плебс, но имела лучшие места, так как хотела видеть всё ближе и детальнее. Пожалуй, самым ярким примером деградации культуры современного запада может служить киноискусство, которое в первой половине XX века развивалось в русле классического западного искусства. Потом необычайно возросла производительность киноиндустрии. Высочайшего уровня достигла техника кино, исполнительское искусство актёров, режиссура и вообще всё то, что касалось технологии изготовления фильмов. Кино стало ведущим видом искусства, начало оказывать влияние на прочие виды. Но при этом с точки зрения того, что считалось главным в западноевропейском искусстве, а именно – с точки зрения содержания фильмов, оно стремительно покатилось вниз. Оно утратило все основные признаки искусства, превратилось в то, что стали называть антиискусством. Отдельные фильмы, которые можно считать подлинными произведениями искусства, стали редким исключением. Точно так же обстоит дело и с литературой. Литература утратила ведущую роль в культуре. Хотя печатаются миллионы книг и журналов, основная масса печатаемой продукции образует резкую противоположность тому, что составляло основу и ядро литературы западноевропейской. Интеллектуальный и эстетический уровень её чрезвычайно низок, а с моральной точки зрения она превратилась в средство развращения и дезорганизации масс. Подавляющее большинство печатаемых книг таково, что на сочинение их не нужен ни ум, ни особый литературный талант, ни длительные усилия. Оцениваются книги не специфическими критериями литературного творчества, а с точки зрения финансового успеха, газетных сенсаций, социального статуса авторов и т.п. Творческий аспект литературы оказался делом десятистепенной важности. Доминирующей стала тривиальная литература, вообще не имеющая никаких творческих амбиций. Вот несколько величин, характерных на этот счёт. По газетным данным 1991 года, было продано книг Хайнца Конзалика – 76 миллионов экземпляров, Жеки Коллинс – 100 миллионов, Сидни Шелдона – 100 миллионов, Гарольда Роббинса – 220 миллионов, Барбары Картленд – 500 миллионов. Ни одному великому писателю прошлого такой «успех» не снился. Конечно, можно сказать, не хочешь – не читай! Но это пустое морализаторство. Читателем манипулируют, а тривиальная литература занимает место в душах людей и опустошает их кошельки. Контрольные вопросы и проблемные задания
|
процесс областей социология развитие социальные структура мобильность культура девиация общество организации |
|