Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ

  1. Понятие социальной структуры общества
  2. Социальная стратификация и социальное неравенство. Исторические типы стратификации
  3. Социальная мобильность и маргинальность
  4. Стратификация современного российского общества

I

Социальная структура (лат. – строение) – это внутреннее устройство общества (общности, группы); упорядоченная совокупность социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними. В узком смысле слова под социальной структурой понимается совокупность социальных статусов и ролей, функционально связанных между собой. Социальная структура играет важнейшую роль в сохранении целостности и стабильности общества. При анализе социальной структуры общества обычно рассматриваются следующие социальные явления: социальный статус, социальная роль, социальная дифференциация, социальная стратификация, социальное неравенство, социальная мобильность, социальная маргинальность, социальные институты и социальные организации, социальные общности и т.д. В зависимости от того, на что из этих явлений обращается главное внимание, создается определенная теория и используется соответствующий подход к изучению общества. Например, если подходить к анализу структуры общества со стороны составляющих его общностей и социальных групп, то мы выходим на различные теории социальных групп (ин- и аутгруппы, группы членства и референтные группы и т.д.). Представители концепций социальной структуры общества стремятся объяснить поведение человека или группы людей с точки зрения их места и роли в социальной структуре.

При этом представители структурного подхода делают ударение на стабильности в социальной структуре общества (выделяют страты, анализируют классовое неравенство и т.п.), а представители функционального подхода, наоборот, анализируют процессы взаимосвязи

между отдельными группами (например, исследуют проблему маргинальности, горизонтальной и вертикальной мобильности и т.д.). В социологии под социальной структурой чаще всего понимается совокупность социальных статусов и ролей, функционально связанных между собой. Тем самым, общество (социальная структура в широком смысле) и личность тесно связываются друг с другом.

Социальный статус – это интегральный показатель общественного положения личности или социальной группы. Социальный статус – это некоторые стабильные, устойчивые элементы социальной структуры, которые определяют положение человека в обществе, задают определенную совокупность прав и обязанностей. Каждый статус – это как бы пустая ячейка в структуре общества (взятые все вместе, они дают социальную структуру данного общества).

Социальные статусы, несмотря на их различия, имеют сходную структуру. К основным элементам любого социального статуса относятся: - статусная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный социальный статус; - статусный диапазон – выбор модели поведения в рамках социальной роли, заданной социальным статусом (у индивида всегда есть варианты поведения в рамках предписанных правил поведения); - статусные права – те права, которые индивид получает при приобретении данного социального статуса (с повышением в должности повышается зарплата, количество подчиненных и т.п.); - статусные обязанности – с приобретением какого-либо статуса индивид не только наделяется новыми правами, но и приобретает новые обязанности; - статусный образ – соединение прав и обязанностей (или сложившееся общественное мнение о поведении людей, обладающих данным статусом); - статусные символы – внешние знаки отличия (например, униформа); - статусная идентификация – субъективное (психологическое) сближение индивида со своим социальным статусом (некоторые люди «живут» исключительно работой и тем самым идентифицируют себя только с этим социальным статусом). Однако любой человек обладает многими социальными статусами, и излишнее сращивание с одним из них обедняет и искажает его личность и образ жизни. В социологии выделяют предписанные и достигаемые статусы. Предписанный статус приобретается от рождения (этничность, социальное происхождение, место рождения и т.д.). Достигаемые статусы человек приобретает сам на протяжении своей жизни (статус студента, профессора, президента и т.д.).

Роль социального статуса (его положение и место) среди других статусов определяется престижем статуса. Престиж социального статуса является нормативно-ценностным элементом социальной структуры общества и предопределяет иерархическую структуру общества. Существуют различные критерии распределения социальных статусов по рангу. Так, например, по данным проведенного в 1997 г. опроса общественного мнения, самой престижной американцы считали профессию врача (87% опрошенных). На втором месте были ученые (86% респондентов), на третьем – преподаватели (78% опрошенных). Далее шли инженеры, священники, полицейские, военные, члены конгресса. И лишь на девятом месте были названы бизнесмены. Банкиры занимали одиннадцатое место по престижности.

Престиж того или иного социального статуса или социальной роли в обществе постоянно изменяется, поэтому и предпочтения людей в отношении тех или иных профессий также изменяются. Таким образом, престиж социального статуса – это своеобразный магнит, который притягивает или отталкивает людей от какой-либо социальной позиции в общественной иерархии.

Социальная роль – это ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для индивида соответствующего статуса в данном обществе. Социальная роль – это динамичный аспект социального статуса. Социальная роль выступает как норма (образец) поведения личности определенного статуса. Социальная роль может закрепляться формально (например, в должностной инструкции, где перечисляются права и обязанности человека, состоящего в данной должности), а может носить неформальный характер (например, общественное мнение формирует установки и ожидания людей стихийным образом).

От социальной роли следует отличать ролевое поведение, которое отражает не социально запрограммированное, ожидаемое поведение, а реальное, фактическое поведение человека, выполняющего данную роль. В ролевых ожиданиях делается акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Социальная роль гораздо уже социального статуса, с которым она соотносится. Совокупность социальных ролей называется ролевой системой (или ролевым набором).

Социальные статусы и социальные роли, расставляя каждого человека по ячейкам социальной структуры, детерминируют его поведение. Отсюда мы выходим на социологию личности, т.е. описание поведения личности, детерминируемого общественными ценностями, нормами и образцами поведения. Конечно, общество никогда не способно полностью подчинить мысли, чувства и поведение индивида. У личности всегда есть относительная свобода выбора, поэтому социальный статус или социальная роль является достаточно полной, но отнюдь не всеохватывающей поведенческой характеристикой. В социальном статусе и социальной роли фиксируется норма социального поведения человека, но не его личностные черты. Тем не менее, социальная роль, которую выполняет человек, всегда требует от него проявления определенных черт. Поэтому окружающие обычно воспринимают человека по его социальной роли или статусу.

Один человек выполняет сразу несколько социальных ролей, поэтому может возникнуть ролевой конфликт. Например, внутриличностный конфликт возникает в том случае, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о самом себе, его индивидуальному «Я». Внутриличностный межролевой конфликт может быть вызван тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые и даже противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли. Так, начальство ждет от личности высокой самоотдачи на работе, а домашние, наоборот, ждут, чтобы человек больше внимания уделял семье. Конфликт может быть также вызван различиями в трактовке социальной роли личностью и окружающими (обществом).

II

Стратификация (лат. stratum – слой, пласт, facere – делать) – процесс и результат разделения общества на различные социальные слои, отличающиеся своим общественным статусом (лат. status – состояние, положение). Это может быть неравный объем власти или богатства, неодинаковые права и обязанности и т.п.

Термин «стратификация» заимствован социологией из геологии, где он означает расположение пластов земли по вертикали. Если сделать срез земной коры, то обнаружится, что под слоем чернозема располагается слой глины, затем песка и т.д. Социология уподобила строение общества строению земли, т.е. разделила общество на «страты» (классы, сословия, касты и т.п.). Каждый пласт земли состоит из однородных элементов, так же и страта включает людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. Крупные общественные страты называются также классами, внутри которых обнаруживаются более мелкие подразделения (собственно страты, слои). Социальные слои располагаются по критерию доступа к власти, богатству, образованию и престижу.

Критерии подразделения общества на слои бывают объективные и субъективные, поэтому социальную стратификацию можно объяснить взаимодействием объективных и субъективных факторов: объективной социальной дифференциации и субъективной социальной оценки. Социальная дифференциация – подразделение общества на элементы, разграничение и специализация составных частей социального организма, появление новых структур, статусов и ролей. Впервые данный термин ввел Г. Спенсер для описания процесса появления функционально- специализированных институтов и разделения труда. Э. Дюркгейм связывал социальную дифференциацию с ростом плотности населения и интенсивности межличностных и межгрупповых контактов.

Историческими примерами социальной дифференциации могут служить отделение скотоводства от земледелия, затем – отделение от них ремесла и торговли, и затем – науки, образования, управления и др. Сегодня дифференциация связана с информатизацией общества, в результате чего в обществе появляются новые специальности, происходит обновление содержания старых профессий, видов деятельности. Эти процессы приводят к изменениям в социальной структуре общества, в статусах, интересах, ценностях, нормах, ролях, образе жизни, навыках различных социальных групп.

Социальная дифференциация – сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, это прогрессивный процесс, без которого невозможно успешное (творческое) развитие _______общества и личности, а с другой – дифференциация может приводить к резкому социальному неравенству. Горизонтальная дифференциация, или гетерогенность (греч. heteros – разнородность, неоднородность) включает в себя группирование населения по полу, возрасту, расе, вероисповеданию, национальности, месту жительства и т.п. В современных цивилизованных обществах эти параметры обычно носят номинальный (условный) характер и не сравниваются по принципу «выше-ниже».

Вертикальная дифференциация (социальное расслоение) описывает наличие множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В социологии обычно выделяют три базисных вида стратификации (экономическую, политическую, профессиональную), а также небазисные виды стратификации (культурно-речевая, возрастная и т.д.).

Экономическое расслоение характеризуется показателями дохода и богатства. Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Сюда входят заработная плата, пенсия, пособия, гонорары и т.д. Доходы обычно тратятся на поддержание жизни, но могут накапливаться и превращаться в богатство. Доход измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени.

Политическая стратификация характеризуется объемом власти. Власть – способность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность других людей с помощью различных средств (право, насилие, авторитет и т.д.). Таким образом, объем власти измеряется, в первую очередь, количеством людей, на которых распространяется властное решение.

Профессиональная стратификация измеряется уровнем образования и престижем профессии. Образование – это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения (измеряется числом лет обучения) и качеством полученных знаний, навыков и умений. Образование также, как доход и власть, является объективной единицей измерения стратификации общества. Однако важно учитывать также субъективную оценку социальной структуры, ведь процесс стратификации тесно увязан с формированием системы ценностей, на основе которой формируется «нормативная шкала оценивания». Так, каждый человек, исходя из своих убеждений и пристрастий, по-разному оценивают существующие в обществе профессии, статусы и т.п. При этом оценка осуществляется по многим признакам (место жительства, тип досуга и т.д.). Престиж профессии – это коллективная (общественная) оценка значимости, привлекательности определенного рода занятий. Престиж – это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Как правило, он измеряется в баллах (от 1 до 100). Так, профессия врача или юриста во всех обществах пользуется уважением в общественном мнении, а профессия дворника, например, имеет наименьшее статусное уважение. В США наиболее престижные профессии – врач, юрист, ученый (профессор университета) и т.п. Средний уровень престижности – менеджер, инженер, мелкий собственник и т.п. Низкий уровень престижности – сварщик, водитель, сантехник, сельскохозяйственный рабочий, дворник и т.п. Основные измерения социального положения – богатство, власть, образование, престиж часто не совпадают. Например, на шкалах образования и престижа профессор стоит выше полицейского, но на шкалах дохода и власти, наоборот, полицейский стоит выше профессора. Если отметить социальное положение того и другого точками на каждой шкале и соединить их линиями, то получится совокупный статус каждого из них. Совокупный статус выглядит как ломаная линия, которая называется стратификационный профиль (или статусный профиль).

Стратификационный профиль (графическое изображение положения статусов на четырех шкалах стратификации) (Кравченко А.И. Социология. М., 2000 С. 542)

Доход Образование Власть Престиж

  • профессор
  • полицейский (или менеджер)

Различные социологи приводят разные основания при объяснении вертикального расслоения общества. Наиболее известны два подхода к объяснению социальной стратификации (социального неравенства) – функционализм и теория конфликта. Теория функционализма исходит из того, что социальное неравенство является необходимым свойством всякой нормально развивающейся социальной системы. Уже Э. Дюркгейм в работе «О разделении труда» (1893) обосновывает мысль, что в каждом обществе конкретным видам деятельности отдается наибольшее предпочтение, что закладывает иерархическое строение общества. Все функции общества располагаются в иерархическом порядке. На основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия социальных слоев, выполняющих эти социальные функции.

Развивая взгляды Э. Дюркгейма, К. Дэвис и У. Мур (США) обосновывают точку зрения, что неравенство в вознаграждении за труд и статусное распределение базируется на функциональной значимости статусов: «Социальное неравенство является тем бессознательно развиваемым средством, при помощи которого общество сознательно обеспечивает занятие наиболее важных постов квалифицированными индивидами». Таким образом, с точки зрения функционализма, ни одно общество не может обойтись без классового расслоения, так как неравное распределение социальных благ служит инструментом для решения задач размещения и мотивации индивидов в социальной структуре. Делается вывод, что социальное неравенство полезно для общества, так как система социальной стратификации способствует заполнению всех статусов, которые образуют данную социальную структуру.

Социальный порядок обеспечивается распределением индивидов по социальным статусам в соответствии с их вкладом в достижение совокупных общественных целей. При этом общество должно постоянно стимулировать людей к выполнению определенных социальных ролей. Во всех обществах существуют разные виды деятельности, одни из которых наиболее важны (для развития общества) и требуют больших способностей и талантов (религия, управление, технология), другие – также важны (для функционирования общества), но не требуют особых знаний, способностей и талантов (труд шахтеров и т.д.). Мотивация осуществляется в основном двумя способами – мобилизацией индивидов на достижение привлекательного социального статуса (в конкурентной системе) и мотивацией на исполнение должностных обязанностей (в неконкурентной системе).

Таким образом, теория функционализма рассматривает социальное неравенство как важнейший способ выживания общества. Однако многие социологи подвергают ее критике. Так, место человека в обществе часто определяется не его талантами и способностями, а его происхождением. Многие ответственные должности в науке, образовании и т.д., т.е. в ведущих областях современной общественной жизни, оплачиваются не на высоком уровне. Этим самым критики функционализма отмечают явный субъективизм данной теории: общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия (все функции одинаково важны для социального организма), а структурно-функциональный анализ выделяет некоторые из них в качестве важнейших (не ясно, на каком основании).

Представители теории конфликта фокусируют внимание на различии (противоположности) интересов больших социальных групп (классов). Конфликтологическая теория социальной стратификации наиболее подробно изложена в трудах К. Маркса. Марксизм выводит социальное неравенство из существования частной собственности на основные средства производства, неравного распределения материальных благ, поэтому в марксизме под социальной стратификацией понимается классовое разделение общества (т.е. в марксизме классовое разделение – это и есть социальная стратификация).

Представители конфликтологической теории стратификации обосновывают точку зрения, что социальное расслоение существует исключительно из-за того, что одним социальным группам выгодно обладать определенной властью над другими социальными группами. Общество рассматривается как арена борьбы, где индивиды и социальные группы борются за получение или перераспределение различных привилегий, власти, престижа и т.п. С точки зрения этой теории, для каждого исторического периода характерен свой тип экономических отношений, а значит, конкретный механизм закрепления экономического и политического господства одних групп населения над другими. Если функционалисты видят в первую очередь общие интересы членов общества, то представители конфликтологии фокусируют свое внимание на их различии. Отсюда достоинства и недостатки данного подхода. С одной стороны, данная теория фиксирует действительную связь между богатством и властью (экономически господствующий класс, как правило, является одновременно и политически господствующим классом), с другой – излишне обедняет реальную картину развития и функционирования общества, рассматривая ее исключительно в терминах классовой борьбы. Конфликтологический подход реализуется в социологии в различных вариантах. Например, пытаясь преодолеть некоторые недостатки марксистской методологии, М. Вебер выводит социальное неравенство не только из экономического неравенства, а из соединения трех факторов – богатства (что в основном учитывает марксизм), престижа профессии и власти. Таким образом, М. Вебер принимает точку зрения К. Маркса на классы, однако перечисляет больше различных факторов, детерминирующих образование классов.

Социальную стратификацию часто отождествляют с социальным неравенством, т.е. дифференциацией населения на высшие и низшие слои, богатых и бедных, управляющих и управляемых. Однако социальную стратификацию нельзя отождествлять с социальным неравенством (например, в первобытном обществе нет социального неравенства, но социальная структура – в виде половозрастного, кровнородственного, тотемного и прочего деления общества – существует). Социальное неравенство в социологии понимается как неравномерное распределение социокультурных благ и ценностей в зависимости от социального статуса индивида или социальных групп. Социальное неравенство предполагает неодинаковый доступ людей к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти. Наиболее распространенный способ измерения неравенства – это сравнение самого высокого и самого низкого уровня доходов в данном обществе. П.А. Сорокин, сравнивая различные исторические эпохи, получил следующие данные: в средневековой Германии подобное соотношение равнялось 1000/1, а в средневековой Англии – 600/1. Кроме этого, социальное неравенство может выражаться в расовой, религиозной, гендерной, национальной и иных формах.

Природа социального неравенства одна и та же: неравный доступ различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам. Однако формы проявления социального неравенства в истории общества были разные. В доклассовых обществах, где социальная структура отождествляется с родством и браком, социальное неравенство отсутствует.

В доиндустриальных обществах (рабовладение и феодализм) – социальная структура отличается следующими признаками: 1) резкой социальной дифференциацией (касты, сословия, классы); 2) большим социальным неравенством (например, в XVIII в. в России по «Табели о рангах» лишь первые пять чинов имели право на отчество, остальные были просто «Ваньками»); 3) жестким разделением страт (перейти из сословия в сословие было практически невозможно).

В индустриальном обществе касты, сословия и даже классы постепенно изживаются, появляется горизонтальная и вертикальная мобильность населения, государство все больше начинает заботиться о социальных правах населения (так называемое социальное государство). Таким образом, можно отметить, что общая эволюционная линия развития социальной структуры состоит в следующем. На ранних этапах развития общества социальная структура сводится к межличностным отношениям, поэтому нет государства, нет необходимости во внешнем принуждении, праве и т.п. Устойчивость связей поддерживается общественным мнением. В дальнейшем (по мере роста населения, разделения труда и социальной стратификации) устойчивость общественных отношений уже не может поддерживаться только системой межличностных взаимосвязей. Поэтому появляются и становятся главными стабилизирующими факторами различные социальные структуры и социальные институты. В современном обществе уже нет жесткого социально-классового разделения, общество характеризуется достаточно ярко выраженным равенством возможностей.

Стабильность любого общества, устойчивость его социальной структуры связана с профилем социальной стратификации, т.е. зависит от удельного веса среднего слоя и той роли, которую он играет в данном обществе. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше средний класс, тем больше он влияет на формирование фундаментальных ценностей общества, придает устойчивость государству. Чрезмерное вытягивание (вверх) профиля социальной стратификации приводит к социальным катаклизмам, революциям, бунтам, насилию, хаосу, что ставит общество на грань развала и тормозит его развитие. Схематично такое общество можно представить в виде треугольника с вытянутой вершиной и узким основанием. Утолщение профиля стратификации, т.е. уменьшение разрыва между доходами богатых и бедных и увеличение среднего класса, – улучшает состояние дел в стране и усиливает стабильность в стране. Схематично это можно представить в виде треугольника с широким основанием или ромба, поставленного на ребро.

Профиль стратификации США и России в 1992 г. (Кравченко А.И. Социология. Общий курс. – М., 2000. – С. 563.) Социальное неравенство вызывает социальный протест и противоборство.

Вся история классовой структуры общества сопровождается идеологической и политической борьбой за социальное равенство.

Эгалитаризм (фр. – равенство) – это идейно-теоретическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения материальных и социокультурных ценностей. Проявления эгалитаризма можно обнаружить в общественных движениях Древней Греции и Рима, в тексте Библии. Идеи эгалитаризма нашли свою поддержку у якобинцев во время Великой французской революции, у большевиков в России на рубеже XIX и XX вв., у лидеров национально- освободительных движений в странах третьего мира – в XX в. Эгалитаризм можно отнести к радикальному идейно-политическому движению.

В среде идеологов и политиков Западной Европы социальное равенство понимается иначе, чем в эгалитаризме, а именно – как равенство возможностей. Это равенство возможностей рассматривается как предоставление государством всем людям равных стартовых возможностей и юридическое равенство граждан. При этом признается необходимость и даже полезность природного и социального неравенства людей. Считается, что такое неравенство стимулирует людей к активности в различных областях общественной жизни.

В социологии выделяют четыре главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытое общество, а последний тип – открытое. В закрытом обществе социальные перемещения из низших страт в высшие полностью запрещены или ограничены. В открытом обществе перемещения из одной страты в другую не ограничены.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей (полное бесправие рабов и крайняя степень неравенства рабов и рабовладельцев). Рабство возникло в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме. В ряде регионов (например, в США) рабство существовало до XIX в. Системы насильственного рабского труда были нестабильными, так как высокая производительность достигалась только за счет постоянного надсмотра и использования методов наказания. Системы рабского труда развалились вследствие борьбы против них, а также потому, что рабство было экономически неэффективно. Каста – социальная страта, членом которой человек является по рождению. Главное место в данном обществе отводится приписываемому (унаследованному) статусу. Кастовый строй характерен для Индии, так как освящен индусской религией. Критерием выделения каст является профессиональная специализация. Членам каст разрешается заниматься только определенным родом занятий. Нормы поведения, поступки членов каждой касты определяются сводом предписаний и запретов (дхармой). Кроме того, каждой касте был предписан характер жилища, пищи, тип одежды. Эти условности превращали касту в замкнутый социальный организм, не меняющийся в течение столетий.

Сословие – социальная группа, обладающая правами и обязанностями, закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству. Для сословной системы характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий различных страт. Так, в феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV вв., население подразделялось на сословия. Общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследству. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри сословий. Каждое сословие, как правило, выполняло особые социальные функции (например, государственной службой могли заниматься только дворяне).

Рабство, касты и сословия – это социальные страты традиционного (доиндустриального) общества. Общим для них является то, что место человека в обществе определяется не зависящими от человека факторами – религией, законом, обычаем. Каждый индивид навсегда оставался заложником своей социальной страты. Известна поговорка: «Однажды крестьянин – навсегда крестьянин». Промышленная революция XVIII-XIX вв. разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя.

Класс – главный элемент социальной стратификации капитализма. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

Классовые системы отличаются во многих отношениях от рабства, каст и сословий. В отличие от иных типов страт, классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них не основывается на наследственном положении или на обычаях. Классовые системы более подвижны, чем другие системы стратификации, а границы между классами не бывают строго очерченными. Социальная мобильность в классовых системах гораздо проще, чем в других типах. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами (в доклассовых обществах важными являются внеэкономические факторы).

В современных обществах принято выделять следующие классы.

  • высший класс – те, кто владеет (или прямо контролирует) производственными ресурсами; богатые, крупные промышленники, верхушка руководства;
  • средний класс, включающий большинство «белых воротничков» и профессионалов;
  • рабочий класс – «синие воротнички», или занятые ручным трудом.

В некоторых индустриальных странах, таких как Франция или Япония, существует так называемый четвертый класс – это крестьянство (люди, занятые в традиционных типах сельскохозяйственного производства) – также до недавнего времени очень важный. В странах третьего мира крестьяне обычно составляют самый большой класс.

Высший класс – это относительно небольшое количество индивидов и их семей, которые владеют значительной собственностью. Это примерно 1% населения такой страны, как Великобритания (1980-е гг.). Это в основном владельцы и совладельцы больших компаний. Огромная собственность позволяет им выходить на верхние уровни власти, поэтому члены высшего класса непропорционально по сравнению с другими классами представлены в высших эшелонах власти. Стенуорт и Гидденс обнаружили, что в Англии в период с 1850 г. по 1970 г. представители высшего класса составляли 66% среди руководителей крупных компаний.

Средний класс – это представители целого ряда профессий и занятий, которые включают в себя собственников небольшого бизнеса, владельцев частных магазинов и маленьких фермерских хозяйств. Большинство населения современной Англии попадает в этот класс. Верхний эшелон среднего класса состоит в основном из менеджеров и профессионалов. Низший эшелон включает конторский персонал, учителей, медсестер, продавцов и т.д. Средний класс находится в ситуации «двойной перегородки» (своеобразное маргинальное состояние): с одной стороны, испытывает влияние сверху, с другой – давление снизу. Поэтому среди представителей данного класса очень большой разброс политических предпочтений.

Рабочий класс – это члены общества, которые заняты физическим трудом. Рабочий класс также как и средний разделен. Высший рабочий класс (квалифицированные рабочие, «рабочая аристократия») имеет самый высокий доход, лучшие условия труда и гарантии работы. Низший рабочий класс занят полу- и неквалифицированным трудом, что дает маленький доход и небольшую гарантию занятости. Главная демаркационная линия в рабочем классе однако пролегает по этническому признаку: между этническим большинством и непривилегированным иноэтническим меньшинством. Среди негров и представителей азиатских стран в Англии непропорционально много представителей низшего слоя рабочего класса. Во многих европейских странах рабочие-мигранты представляют большую часть этого слоя (алжирцы во Франции, турки в Германии).

В современной социологии доля высшего класса определяется в 5-7% населения данной страны, среднего – 60-80%, а низшего класса – 13-35%. В настоящее время средний класс в США составляет около 60% всего населения. Во всех развитых странах, несмотря на их культурные и географические различия, доля среднего класса примерно одинаковая – 55%-60%. На социальной лестнице средний класс размещается между элитой («верхами») и рабочими (или социальными «низами»). Увеличение роли среднего класса в обществе объясняется вполне объективными причинами. В США и других развитых странах в 20 веке происходит сокращение ручного труда и расширение машинного как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Следовательно, сокращается численность рабочих и крестьян (крестьяне составляют в США лишь 5%). Но это не традиционные крестьяне, а независимые и зажиточные фермеры. Список новых профессий обогащается не за счет малоквалифицированных, как прежде, а за счёт высококвалифицированных, наукоемких специальностей, связанных с прогрессивными технологиями. Их представители автоматически попадают в средний класс. В обществе средний класс выполняет специфическую функцию – это стабилизатор общества. Образно эту особую роль среднего класса можно уподобить функции позвоночника в организме, благодаря которому последний сохраняет равновесие и устойчивость. Средний класс состоит из тех, кто заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса – бедных и богатых – и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение, и наоборот. Менеджеры составляют костяк среднего класса в рыночном обществе. Средний класс – уникальное явление в мировой истории, он появился лишь в XX в.

В Америке на протяжении почти 50-ти лет проводятся регулярные социологические опросы, в ходе которых американцев просят отнести себя к одному из классов. Это дает количественную картину распределения населения по классам. Как ни странно, но эта картина устойчива на протяжении десятилетий. Так, в 1947 г. и в 1987 г. относили себя к высшему классу 3% и 4% американцев соответственно; к среднему – 43% и 47%; к рабочему – 51% и 43%; к низшему – 1% и 5%.

Большинство людей (в соответствии с общепринятой оценкой престижа той или иной профессии – как это обыкновенно бывает сегодня, или статуса того или иного слоя – как это было в недалеком прошлом) могут достаточно четко отнести себя к определенной социальной группе. Так, согласно исследованиям Пристли, 29 англичан из 30 точно знают, к какому классу себя отнести, при этом 54% причисляют себя к рабочему классу, 30% - к среднему классу, 7% - к нижесреднему классу, 2% - к верхнесреднему классу. В США примерно такой расклад: 3-4% американцев относят себя к высшему классу, 43-47% - к среднему классу, 43-51% - к рабочему классу, 1-5% - к низшему классу.

Разные социологи предлагают разные типологии классов. В одной типологии семь, в другой шесть, в третьей пять и т.д. социальных страт (или классов). У.Л. Уорнер (1898-1970) – американский социолог, разработал свою концепцию классов. С тех пор прошло более полувека. Сегодня эта концепция пополнилась еще одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.

Современное классовое общество

  • Класс Слой
  • Высший класс - верхний

  • - нижний

  • Средний класс

  • - верхний

  • - средний

  • - нижний

  • Низший класс - верхний

  • - нижний

  • III
    процесс   областей   социология   развитие   социальные   структура   мобильность   культура   девиация   общество   организации